Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (628) | 13 июня 2017г.
 

В неагрегатном состоянии

Легендарный самарский производитель авиационной техники рискует уйти в историю

Татьяна Федорова

В июне в Арбитражном суде Самарской обл. АО «Авиаагрегат» попытается избежать налоговых претензий на сумму 16,17 млн р. Судя по бухгалтерскому балансу, представленному в материалы дела, завод, входящий в ГК «Ростех», оказался на грани выживания. На 31 декабря 2016 г. АО «Авиаагрегат» имеет кредиторскую задолженность на общую сумму 2,69 млрд р., величина заемных средств по состоянию на 18 апреля 2017 г. составляет 1,43 млрд р. При таком положении дел АО «Авиаагрегат» рискует уйти в историю.

16 миллионов или смерть

5 июня в Арбитражном суде Самарской обл. АО «Авиаагрегат» продолжит попытки признать незаконным решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской обл. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов на общую сумму 16,17 млн р. АО «Авиаагрегат» осуществляет деятельность, направленную на обеспечение обороны и безопасности страны, занимается разработкой, производством и ремонтом вооружения, военной, авиационной техники. Согласно распоряжению правительства РФ №1226-р от 20 августа 2009 г. ОАО «Авиаагрегат» включено в перечень стратегических предприятий. С 2009 г. предприятие входит в состав холдинга «Технодинамика», который принадлежит ГК «Ростех».

До рассмотрения дела по существу представители АО «Авиаагрегат» обратились с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской обл. от 23 января 2017 г. А именно: списывать со счета предприятия 16,17 млн р. В качестве аргумента представители завода указывали, что списание в бесспорном порядке вышеуказанной суммы ухудшит и без того тяжелое финансовое положение АО «Авиаагрегат».

В материалах дела указано, что за 2016 г. убыток общества составляет 114,7 млн р. В материалах дела также говорится: «Согласно данным бухгалтерского баланса на 31 декабря 2016 г., общество имеет значительную кредиторскую задолженность на общую сумму 2,69 млрд р., в т.ч.: перед поставщиками и подрядчиками 298,1 млн р.; персоналом организации 34,5 млн р.; покупателями и заказчиками 2,25 млн р.; перед бюджетом по налогам и сборам 9,2 млн р.; по социальному страхованию и обеспечению 59 млн р.; перед участниками (учредителями) по выплате доходов 19 млн р.; прочими кредиторами 24,1 млн р. Кроме того, сумма заемных средств по состоянию на 31 декабря 2016 г. составляет 1,4 млрд р. В 1кв. 2017г. сумма заемных средств еще увеличилась и по состоянию на 18 апреля 2017 г. составляет 1,43 млрд р.

Большая величина заемных средств свидетельствует об остром недостатке собственных оборотных средств общества и понесенных дополнительных расходах на их привлечение». Представители АО «Авиаагрегат» даже вспомнили о сотрудниках предприятия и указали, что «списание в бесспорном порядке вышеуказанной суммы может повлечь невыплату заработной платы работникам общества, численность которых составляет 2289 человек, что вызовет снижение уровня жизни коллектива работников и членов их семей».

Ежемесячный размер начисленной заработной платы работникам «Авиаагрегата» в I кв. 2017 г. составил около 80 млн р., а заработной платы к выдаче (за вычетом НДФЛ) -около 70 млн р. «Поэтому изъятие из оборота общества суммы в 16,17 млн р. может повлечь выплату месячной заработной платы сотрудникам общества не в полном объеме и с задержкой», — указано в материалах арбитражного дела. Фактически данные из бухгалтерского баланса «Авиаагрегата» свидетельствуют о том, что предприятие находится на грани выживания.

Под ударом

В итоге АО «Авиаагрегат» может стать очередным в цепочке предприятий ГК «Ростех», расположенных в Самарской обл., дальнейшее функционирование которых находится под угрозой. Чего только стоит история банкротства обремененного гостайной ОАО «Конструкторское бюро автоматических систем» (см. «Хронограф» №15 (625) от 22.05.17) или, например, скандальная ликвидация ОАО «АвтоВАЗагрегат» с распилом имущества на металлолом (см. «Хронограф» №40 (568) от 7.12.15) и многочисленными акциями протеста рабочих завода (см. «Хронограф» №25 (595) от 5.09.16). У ПАО «Кузнецов» (другого самарского легендарного предприятия, оказавшегося под Ростехом) в последние годы вдруг возникли проблемы неоплаты сотен миллионов за выполненные работы (см. «Хронограф» №30 (600) от 10.10.16). Эксперты Областного аналитического еженедельника «Хронограф» почему-то не верят в случайность этой череды событий. Говоря о причинах финансовых проблем, начавшихся у подведомственных Ростеху на территории Самарской обл. предприятий, можно было услышать мнение как о проявлении в отношении региона экономических и политических санкций (см. «Хронограф» №20 (590) от 27.06.16). По сути, за последние 5 лет Самарская обл. практически полностью лишилась всех компетенций в отрасли авиационного машиностроения. Хотя ранее регион значился одним из основных авиационных центров страны.

Если окажется, что версия о санкциях верна, то станет понятно, почему руководитель представительства ГК «Ростех» в Самарской обл. Владимир Купцов мало в чем содействует преодолению тяжелой ситуации на стратегических предприятиях. Однако стоит помнить, что в канун выборов президента РФ подобная работа может существенно снизить уровень доверия населения к действующей власти. Отметим, что 19 мая ФНС России направила жалобу на постановление первой инстанции о наложении обеспечительных мер в отношении «Авиаагрегата» в апелляционную инстанцию.

Разговоры о будущем

Официальный сайт завода с гордостью заявляет: «Сегодня «Авиаагрегат» — это динамично развивающееся предприятие, располагающее мощной производственной и экспериментальной базой, современными технологическими процессами и высокопроизводительным оборудованием, обеспечивающим качество и надежность выпускаемой продукции. Для сохранения позиций и дальнейшего развития на предприятии разработана и утверждена Программа инновационного развития «Авиаагрегата» на период до 2020 г. На данный момент уже почти полгода предприятие возглавляет временный генеральный директор Олег Брындин. Вполне возможно, что он был поставлен учредителями предприятия для того, чтобы свернуть производство (см. «Хронограф» №1 (611) от 23.01.17). Правда, в январе 2017 г. на сайте предприятия было размещено сообщение: «Конструкторы самарского предприятия «Авиаагрегат» холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех приступили к созданию унифицированных поглощающих аппаратов для повышения безопасности перевозок грузов в железнодорожных цистернах. Новая разработка позволит увеличить эффективность их защиты в составе поезда от соударений до 100%» (http://aviaagregat-samara.com/?р=2377). Вполне возможно, что изготовлением аппаратов займется другое предприятие, входящее в ГК «Ростех» и расположенное в другом регионе.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.