Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (568) | 7 декабря 2015г.
 

Козлов будет больше

Думать об АвтоВАЗагрегате после подключения силовиков

Илья Ширтанов

В конце ноября на совещании, посвященном состоянию дел на ОАО «АвтоВАЗагрегат» (ABA), было официально заявлено, что началось умышленное уничтожение инженерной инфраструктуры предприятия. В частности, речь шла о демонтаже теплосетей с последующей продажей имущества в виде металлического лома. Заслушать пояснения генерального директора ABA Виктора КОЗЛОВА не представилось возможным, поскольку руководитель завода предпочел избежать встречи с участниками совещания, в т.ч. с представителями прокуратуры и силовых ведомств. По всей видимости, Козлову есть чего опасаться.

С живого не слезут

В начале ноября на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ была раскрыта информация о том, что «следственные органы возбудили в отношении генерального директора предприятия Виктора Козлова и его первого заместителя Павла Тихомирова уголовное дело по ст. 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств организации, за счет которых должно производиться взыскание налогов)». В настоящее время в Арбитражном суде Самарской обл. идут разбирательства между ABA и ФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Тем не менее наиболее остро стоит вопрос о погашении задолженности по зарплате перед работниками предприятия. Здесь речь идет не о юридических коллизиях, а о нагнетании социальной напряженности в Тольятти. Тем более что события разворачиваются накануне выборов в Государственную думу РФ и Самарскую губернскую думу. «Прокуратура района инициировала возбуждение уголовного дела по факту невыплаты зарплаты по ч.2 ст. 145.1 УК РФ (полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы из корыстной и иной личной заинтересованности)», — сообщается на портале надзорного органа. В это же время на предприятии стали происходить события, которые можно было бы охарактеризовать как варварское уничтожение имущественного комплекса.

По словам представителя инициативной группы сотрудников ABA Антонины Лариной, «сразу на подъезде к дачному массиву можно увидеть распиленные трубы. 3 раза мне звонили из ОБЭП, просили сделать заявление, чтобы они организовали оперативный выезд на место. Там арестовывали и технику. Но толку никакого нет».

Для понимания общей картины следует вернуться на несколько лет назад, в то время когда неформальный контроль над ABA приписывали членам семьи бывшего главного федерального инспектора по Самарской обл. Сергея Сычева. В тот период ABA не имел собственного объекта теплогенерации и был полностью зависим от котельной Комсомольского р-на Тольятти. Для передачи тепловой энергии от котельной, принадлежавшей МУП «ПО КХ Тольятти», до ABA еще в советские годы была построена теплосеть. Именно об этой теплосети, протяженностью в несколько километров, завела разговор Ларина. Позже ABA смог организовать автономную систему теплоснабжения. Старые сети могли остаться на балансе предприятия в качестве резервной линии теплоснабжения.

В конце ноября прошло специальное совещание, на котором обсуждались проблемы ABA. Co стороны полиции на совещании присутствовал Дмитрий Семенов, который подтвердил информацию, озвученную Лариной. «Что касается вывоза металла, то нами установлены все фирмы, которые этим занимаются. Машины, которые осуществляют вывоз металла, доставляются в отдел полиции №23», — заявил Семенов. Звучала версия о том, что якобы таким образом решается вопрос погашения задолженности ABA по зарплате перед работниками завода. Такие примеры были характерны для 90-х гг. прошлого века, когда массово закрывались заводы (как тот же ОАО «Фосфор»), а цеха и инфраструктура предприятий, точнее то, что от них осталось, продавались в пункты приема вторсырья.

Более примечательные подробности по поводу ABA раскрыли сотрудники отдела судебных приставов Комсомольского р-на г. Тольятти. «Они продают трубы, и мы видели договор купли-продажи с организацией. Они сдают чермет, и средства поступают на счета в банке. К примеру, вчера 73 тыс. р. пришло. Эти деньги распределяются пропорционально сумме долга», -доложила присутствующим заместитель начальника ОСП Комсомольского р-на Елена Русакова.

Таким образом, высказывания Русаковой дают представление о суммах, которые получаются при сдаче на металлолом распиленных теплосетей. И это притом, что, по версии заместителя генерального директора ABA по общим вопросам Александра Колесникова, задолженность по зарплате перед работниками ABA и дочерних предприятий перевалила отметку в 110 млн р.

Заместитель прокурора Самарской обл. Алмаз Хусаинов в свою очередь выразил опасения, что сумма долга к концу года может вырасти до 150 млн р. Наверное, не требуется прилагать усилий, чтобы понять: продав стратегический объект в виде тепловых сетей по цене лома, ABA вряд ли сможет удовлетворить запросы своих работников. Зато кое-кто под шумок сможет неплохо подзаработать на перепродаже этого лома.

Между тем факт своеобразного решения вопроса с выплатой зарплаты должен заинтересовать компетентных лиц. В частности, ФНС и временного управляющего предприятия Евгения Малядского, утвержденного в этом статусе в рамках дела о банкротстве ABA. Ведь если теплосети до сих пор принадлежат ABA, то, по сути, этот имущественный комплекс должен быть учтен в активах организации. Из этого может следовать, что демонтаж линейной инфраструктуры есть не что иное, как уничтожение реальных активов. Причем без возможности восстановления. И, надо полагать, балансовая стоимость трубопровода как объекта инфраструктуры даже близко не сопоставима с той суммой, которую можно получить от реализации теплосетей в виде лома.

Эвакуация на БелЗАН

Упоминание Русаковой о существовании некого договора «купли-продажи с организацией» наводит на мысли о том, что теплотрасса может уже не принадлежать ABA. Иными словами, могла быть проведена сделка по отчуждению имущества ABA. Но тогда возникает вопрос: каким образом ABA может получать доход для выплаты зарплат от продажи трубы на чермет? Этот вопрос не единственный. И чем больше информации раскрывалось на совещании, тем более запутанной казалась ситуация.

На вопрос Хусаинова по поводу возможности ареста имущества ABA судебными приставами последовал ответ: «Там не все оборудование принадлежит ABA. Часть находится в залоге у банков или контрагентов по договорам». Это давно показавшая свою эффективность тактика защиты имущества предприятия, к примеру, от действий тех же судебных приставов, которые не могут изъять или арестовать имущество, не принадлежащее должнику или находящееся в залоге. Причем в залоге, как правило, у дружественной фирмы или кредитной организации. Как сообщила Антонина Ларина, «сейчас вывозится все оборудование с завода через «АВАпласт». Была демонтирована литиевая линия. Напольный транспорт (погрузчики) был вывезен на Белебеевский завод». По поводу белебеевской промплощадки, деятельность на которой осуществляет дочернее предприятие ABA ОАО «БелЗАН», стоит поговорить отдельно.

В 2013 г. ABA приобрел долю в акционерном капитале ОАО «БелЗАН» (см. «Хронограф» №31 (475) от 30.09.13). На официальном сайте БелЗАНа дается краткое описание спецификации организации: «Современное машиностроительное предприятие, специализирующееся на производстве крепежных изделий и пружин для автомобильной промышленности». В результате проведенной сделки ABA получил право распоряжаться 99,7388% голосующих акций БелЗАНа. Данный шаг казался рискованным.

На конец II кв. 2013 г. у БелЗАНа имелись значительные кредитные обязательства. В частности, перед ОАО «Газпромбанк» основная сумма долга составляла 197 млн р. В ОАО «Сбербанк России» у БелЗАНа были открыты две кредитные линии. Обязательства по основному долгу на тот момент составляли 200 млн р. по одному договору и 221 млн р. — по другому. Сумма основного долга перед ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК», согласно информации, раскрытой в указанном отчете, находилась на уровне 150 млн р. По другой кредитной линии ГЛОБЭКСБАНКа сумма основного долга составляла 27 млн р. Кроме того, до 2019 г. БелЗАН обязался погасить долг перед ОАО «НОМОС-БАНК» в размере 133 млн р. Если суммировать эти цифры, то получается задолженность около 930 млн р.

Это притом, что на тот момент ABA сам испытывал финансовые трудности. Летом 2013 г. на фоне падения продаж ОАО «АВТОВАЗ» произошло снижение спроса на продукцию ABA — крупнейшего поставщика АВТОВАЗа. «Прошедший и текущий годы стали достаточно сложными для предприятия, т.к. с июля 2013 г. ОАО «АВТОВАЗ» не компенсирует затраты ОАО «ABA», связанные с ростом тарифов на электроэнергию, тепло, газ, стоимость ГСМ, транспортные услуги, индексации зарплаты и т.д. и практически не принимает повышение цен, связанное с удорожанием ТМЦ, поставляемых для ОАО «ABA» поставщиками, номинированными ОАО «АВТОВАЗ», — таким образом в середине октября 2015 г. описывал события сам Виктор Козлов в ответе на запрос «Хронографа».

С позиции сегодняшнего дня логичной выглядит версия, что бенефициары ABA уже в 2013 г. могли начать подготовку «запасного аэродрома» на случай эвакуации. Косвенно этот тезис подтверждается словами Лариной о том, что оборудование ABA вывозится именно в Белебей. Это же предположение может быть использовано в качестве ответа на выступление Алмаза Хусаинова, который во время совещания заявил: «Деньги однозначно были куда-то выведены. У них были обороты, которые куда-то потом исчезли. А они сослались на весьма для них удачную ситуацию. На предприятии был введен простой. И из-за этого простоя якобы вся система рухнула. Такого не бывает».

Пересели на самолет

Так или иначе, но БелЗАНу, похоже, пока удается удерживаться на плаву. Даже несмотря на произошедшие изменения в структуре долговых обязательств предприятия.

По информации, раскрытой в ежеквартальном отчете БелЗАНа за III кв. 2015 г., краткосрочные заемные средства, привлеченные организацией, измеряются суммой более 1,6 млрд р. Из этого же источника известно, что в 2013 г. гендиректор ABA Виктор Козлов вошел в состав совета директоров БелЗАНа, где сохранил место до настоящего времени. Председателем наблюдательного совета БелЗАНа является его брат Алексей Козлов, он же возглавляет совет директоров ABA.

Между тем есть основания полагать, что БелЗАН мог оказаться востребован у бенефициаров Государственной корпорации (ГК) «Ростех». Причем не только по линии производства комплектующих для автомобильной промышленности. Вот каким образом раскрывается новое направление деятельности БелЗАНа на сайте компании: «Крупнейшее мировое событие среди форумов космической и авиационной тематик -Международный авиационно-космический салон МАКС-2015 состоялся с 25 по 30 августа в Жуковском (Московская обл., аэродром Раменское). Т.к. главной целью проведения МАКС является демонстрация российских технологий и достижений в области отечественного авиа- и ракетостроения, то, безусловно, нашей задачей было заявить о себе как о производителе авиакрепежа. На МАКС ОАО «БелЗАН» было единственным предприятием, производящим авиакрепеж. Это огромный плюс в нашу пользу».

Приведенная информация практически не дает повода сомневаться в том, что «эвакуация» происходит на площадку, подконтрольную Ростеху, ведь эта госкорпорация специализируется на производстве оружия, военной техники, в т.ч. и самолетов. Исходя из этого можно предположить, что и все процессы, предшествовавшие введению наблюдения в отношении ABA, генерировались в кулуарах Ростеха или в близких ему структурах. Возможно, в этой многоходовке изначально был предусмотрен и провал в переговорах о покупке АВТОВАЗом активов ABA. Во всяком случае Виктор Козлов утверждает, что «обеими сторонами был подписан «Меморандум о намерениях» и началась работа по подготовке сделки... Было получено множество обещаний со стороны представителей ОАО «АВТОВАЗ», что все до единого работники будут с 1 апреля 2015 г. переведены в ОАО «Завод автомобильных компонентов»... Группой специалистов ОАО «АВТОВАЗ» была проведена инвентаризация активов ОАО «ABA». Подготовлен проект плана мероприятий по переводу деятельности ОАО «ABA» в ОАО «ЗАК»... Ввиду непонятных причин все дальнейшие действия по приобретению ОАО «АВТОВАЗ» активов ОАО «ABA» прервались».

Между тем Антонина Ларина заявила, что именно «Козлов не захотел продавать завод». Безусловно, Козлова можно назвать более компетентным человеком в вопросах управления предприятием. Но в то же время Козлова как члена наблюдательного совета и генерального директора ABA можно считать заинтересованным лицом в сделке. Собственно, как и президента АВТОВАЗа Бу Андерссона. Ларина же в этом случае может констатировать лишь свое собственное мнение, не зависимое от участников готовившейся сделки.

Итогом управленческой работы Виктора Козлова стало, образно говоря, уничтожение ABA. Нельзя исключать, что в скором времени Козлову, как и всей управленческой команде, удастся сняться с недействующей промплощадки и переместиться в тот же Белебей, оставив после себя тысячи безработных людей и разрушенный завод.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.