Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (600) | 10 октября 2016г.
 

Форсаж Ростеха

«Кузнецов» включился в политическую игру Сергея Чемезова

Георгий Кизельгур

23 сентября официальный представитель ПАО «Кузнецов» сообщил редакции Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» обстоятельства возбуждения уголовного дела якобы в отношении руководителя ООО «Энергопромресурс». Компания является давним партнером самарских двигателестроителей, обеспечивая их заказами от дочерних структур ПАО «Газпром». Формальным поводом для возбуждения уголовного дела стала многомиллионная задолженность посредника. Однако, по мнению наблюдателей, история могла приобрести уголовный окрас совсем по другим причинам. Не исключено, что конфликт стал проявлением политического противостояния Газпрома и госкорпорации (ГК) «Ростех», дочерним предприятием которой записан «Кузнецов».

Газовая игла

Уже более 40 лет «Кузнецов» выпускает наземные газотурбинные двигатели для газовой промышленности. Данное направление позволило предприятию выжить в 90-е, когда резко сократился гособоронзаказ на двигатели для военной авиации. Ключевым партнером предприятия в те времена стал Газпром. Его миллиардные заказы стали своего рода «палочкой-выручалочкой» для самарских двигателестроителей. О сотрудничестве с газовым монополистом на «Кузнецове» говорят с особой гордостью. Однако при этом умалчивается, что данное сотрудничество чаще всего ведется через посреднические организации. Из распространенной в России практики следует, что присутствие посредника, как правило, означает намек на т.н. «откаты» со стороны исполнителя в адрес заказчика за выгодные контракты.

Одна из посреднических организаций при «Кузнецове» — ООО «Энергопромресурс». По данным выписки из ЕГРЮЛ, полученной 29 сентября т.г., директором ООО «Энергопромресурс» с ИНН 6315548962 значится Юрий Дубовицкий. Запись в ЕГРЮЛ о нем как о директоре этого юрлица сделана 10 сентября 2010 г. В тот же день в ЕГРЮЛ была внесена запись о Дубовицком как о владельце доли в уставном капитале Энергопромресурса в размере 25 тыс. р. Это составляет 50%. Вторым участником Энергопромресурса с долей 50% числится Инга Якубсон. Организация была учреждена 16 ноября 1999 г.

Работа с Энергопромресурсом велась по следующей схеме. Дочерние структуры Газпрома проводили тендеры по определению подрядчика на поставку и ремонт двигателей, которые выигрывал Энергопромресурс. Далее Энергопромресурс заключал соответствующий контракт с «Кузнецовым». Что мешало Газпрому работать с «Кузнецовым» напрямую без участия Энергопромресурса — непонятно. Вероятно, «помеха» описана парой абзацев выше. По крайней мере, процесс взаимодействия через посредническую организацию в лице ООО «Энергопромресурс» устраивал как руководство «Кузнецова», так и дочерние структуры Газпрома.

Схема могла быть отлажена еще в то время, когда «Кузнецова» в нынешнем виде еще не существовало, а имелись самостоятельные юрлица — ОАО «СНТК им. Кузнецова», ОАО «Моторостроитель» и ОАО «Самарское конструкторское бюро машиностроения». В 2010 г. они были объединены. Если взять директорский состав «Моторостроителя», на базе которого с присоединением СНТК и СКБМ был создан «Кузнецов», то в разное время предприятие возглавляли Игорь Шитарев, Дмитрий Носов, Николай Никитин. Они также, по всей видимости, были в восторге от посреднических схем с Газпромом. Восторги Никитина продолжились, когда он в мае 2010 г. был назначен первым исполнительным директором новообразованного «Кузнецова». С неменьшим удовольствием за деятельностью Энергопромресурса до последнего времени наблюдал и такой исполнительный директор «Кузнецова», как Николай Якушин. Ко всем перечисленным лицам вопросов со стороны их работодателей из Ростеха почему-то не возникало. Да и к Энергопромресурсу тоже никто особо не спешил приставать.

Примечательно, что при всех директорах «Кузнецова» посредническая организация располагалась по соседству с самарским двигателестроительным кустом. Офис Энергопромресурса обосновался по адресу: г. Самара, Заводское ш., 11. Это недалеко от производственной площадки «Кузнецова», находящейся по Заводскому ш., 29. Т.е. родство душ руководителей «Кузнецова» с посредниками угадывается все больше. Вероятно, кое-что из оседавшего на счетах посредника впоследствии перегонялось не только в пользу заказчиков от Газпрома, но и в карманы топ-менеджеров «Кузнецова». Не исключено, что по этой причине до недавнего времени руководство «Кузнецова» весьма лояльно относилось к ненадлежащему исполнению своих обязательств Энергопромресурсом.

Вспомнили про долг

Похоже, определенные волнения начались, когда 11 августа 2015 г. в Москве было учреждено ООО «Энергопроресурс» с ИНН 7716801340. Размер уставного капитала положили такой же, как и у самарского Энергопромресурса — 50 тыс. р.

Участниками московского Энергопроресурса в равных долях выступили Инга Якубсон (50%) и Андрей Дубовицкий (50%), сын Юрия Дубовицкого. Директором Энергопроресурса был назначен также Андрей Дубовицкий. Пока остается только догадываться, зачем Дубовицким и Якубсон могло понадобиться в 2015 г. зарегистрировать в Москве юрлицо, название которого отличается от существующей у них в Самаре фирмы отсутствием буквы «М».

Вскоре после образования Энергопроресурса «Кузнецов» озаботился взысканием долга с посредника. Руководство завода вдруг вспомнило, что контрагент задолжал им более полумиллиарда рублей. «Задолженность ООО «Энергопромресурс» в размере 530 млн р. перед ПАО «Кузнецов» образовалась по договору № 040 от 25 октября 2012 г., — сообщила «Хронографу» руководитель отдела по связям с общественностью ПАО «Кузнецов» Наталья Куракова. — ПАО «Кузнецов» неоднократно направляло в адрес ООО «Энергопромресурс» претензии с требованием оплатить задолженность. ООО «Энергопромресурс» в свою очередь предоставляло графики погашения задолженности, однако свои обязательства по оплате так и не исполнило».

Любопытно, что по договору ремонта и поставки двигателей № 040 от 25 октября 2012 г. «Кузнецов» изначально пытался взыскать гораздо более скромную сумму, чем та, которую называет Куракова. Предприятие обращалось в Арбитражный суд Самарской обл., требуя взыскать с Энергопромресурса 463,4 млн р., включая пени и сумму основного долга. В ходе судебного разбирательства стороны достигли мирового соглашения, которое было заключено 30 апреля 2015 г. По этому соглашению сумма задолженности Энергопромресурса перед «Кузнецовым» составила 319,5 млн р. Кроме того, контрагент должен был выплатить пени на сумму 118,8 млн р. В дальнейшем представители Энергопромресурса пытались пересмотреть условия мирового соглашения в части расчета пени, но суды первой, апелляционной и кассационной инстанций в этом отказали. Вторая попытка взыскать с Энергопромресурса долги произошла в начале 2016 г. В этот раз «Кузнецов» потребовал взыскать i 330,6 млн р., из них 268 млн р. -сумма основного долга и пени в размере 62,6 млн р. Основанием для взыскания стал все тот же договор № 040 от 25 октября 2012 г. Требования истца арбитраж удовлетворил в полном объеме, что было закреплено в решении от 20 мая 2016 г. Однако Энергопромресурс до сих пор не оставляет попытки его обжаловать.

По команде бенефициаров

Не успели закончиться споры в арбитраже, как руководство «Кузнецова» во главе с новым управляющим директором Сергеем Павлиничем оглушило должника уголовным делом. «Учитывая существенное нарушение ООО «Энергопромресурс» обязательств по оплате выполненных ПАО «Кузнецов» работ и причинение ущерба предприятию стратегического назначения, ПАО «Кузнецов» было направлено заявление в Самарскую прокуратуру по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах по рассмотрению вопроса об уголовном преследовании директора ООО «Энергопромресурс», — рассказала «Хронографу» Наталья Куракова. — Рассмотрев материалы проверки, следственные органы возбудили уголовное дело в отношении директора ООО «Энергопромресурс». ПАО «Кузнецов» признано потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела». При этом имела место очередная накрутка суммы долга. «В настоящее время сумма задолженности ООО «Энергопромресурс» с учетом пени составляет порядка 612 млн р.», — пояснила Куракова.

Есть основания полагать, что возбуждение дела преждевременно, поскольку ситуация выглядит как незавершенный коммерческий спор двух хозяйствующих субъектов. Не исключено, что уголовное дело «Кузнецов» рассматривает как средство давления на должника, вынуждая его еще до завершения рассмотрения спора в арбитражном суде уплатить затребованную сумму вместе с пенями. Отдаленно это напоминает признаки шантажа или даже вымогательства.

Но главное не это. Похоже на то, что директора Энергопромресурса — человека, через которого долгие годы велось весьма выгодное взаимодействие команд менеджеров Ростеха, приходивших на смену друг другу на «Кузнецове», и заказчиков от Газпрома, — сегодня пытаются сделать крайним. Хотя логичнее было бы предъявлять претензии тем, кто позволил существование посреднических схем. Более того, с трудом верится, что руководство «Кузнецова» могло так запросто выполнить работы ценою в полтора миллиарда, после чего, не получив расчета, отгрузить изделия заказчику «под честное слово». Куда в этом случае смотрела служба экономической безопасности завода «Кузнецов»? Или она тоже была в доле? Лица, которые от имени «Кузнецова» вершили дела и заключали сделки, сегодня находятся на высоких должностях в Ростехе.

К тому же, по мнению наблюдателей, Энергопромресурс — лишь один из многих посредников, через которых руководство «Кузнецова» санкционировало ведение сомнительного бизнеса по поставке оборудования в адрес Газпрома. Одним из ныне здравствующих посредников, избавленных от уголовного преследования, называется ООО «Самара-Авиагаз» (САГ) Валерия Николаева. «Кузнецов» за счет имеющихся в распоряжении денежных средств мог изготавливать комплектующие для газоперекачивающих приводов и соответствующую обвязку, т.е. делать т.н. машинокомплекты для газоперекачивающих агрегатов (ГПА). Далее эти машинокомплекты под видом металлолома или иного неликвида могли попадать на производственную площадку САГ, монтироваться чаще всего на выработавшие свой ресурс двигатели. На выходе получались уже вполне готовые ГПА. Цена покупки машинокомплекта, похоже, отличалась от цены продажи ГПА в сборе заказчику во много раз (см. «Хронограф» №12 (456) от 8.04.13). Однако к деятельности САГ менеджмент «Кузнецова» и бенефициары предприятия, сидящие в Москве, до сих пор видимых нареканий не имеют.

Такой избирательный подход наводит на определенные размышления. По мнению наблюдателей, конфликт «Кузнецова» с Энергопромресурсом носит надуманно показательный характер. Помимо стремления вывести из-под удара бывших руководителей самарского двигателестроительного куста «наезд» на Энергопромресурс может иметь в т. ч. политическую подоплеку.

Необходимо отметить, что на федеральном уровне сегодня заметна борьба за влияние на общественно-политические процессы между руководителем Ростеха Сергеем Чемезовым и главой Газпрома Алексеем Миллером (см. «Хронограф» №17 (587) от 6.06.16). Одним из проявлений этих процессов стала активизация сил, ратующих за либерализацию доступа к газотранспортной системе России, которая сегодня находится в собственности Газпрома (см. «Хронограф» №16 (586) от 30.05.16).

Прослеживается заинтересованность Ростеха в продвижении своих креатур на руководящие должности в ключевых ведомствах и учреждениях, где ранее доминировали ставленники Газпрома. Причем удача в этой борьбе сегодня больше на стороне Чемезова. Так, 12 августа на должность руководителя Администрации президента (АП) РФ был назначен Антон Вайно. Есть основания полагать, что он близок структурам Ростеха (см. «Хронограф» №25 (595) от 5.09.16). Ситуация становится крайне благоприятной для активных действий лоббистов Ростеха против структур Газпрома. В т.ч. и на территории Самарской обл., где ГУ МВД РФ по региону возглавляет Сергей Солодовников. Считается, что он, как и Вайно, склонен прислушиваться к сигналам из Ростеха. Более того, назначение Вайно на пост главы АП РФ дало дополнительные гарантии для сохранения Солодовникова в должности начальника самарского регионального полицейского главка (см. «Хронограф» №28 (598) от 26.09.16). Т.е. ему предоставлена дополнительная возможность доделать в Самарской обл. те дела, ради которых его сюда направляли. Причем дело против Энергопромресурса вполне могло стать одним из тех заданий, которые, как говорится, возникают по ходу работы.

После этого неудивительным выглядит возбуждение уголовного дела в отношении руководителя организации, которая занимается обслуживанием корпоративных структур Газпрома. Как было отмечено выше, расследование началось по инициативе дочернего предприятия Ростеха. Вполне возможно, уголовное дело возбуждалось совсем не для выяснения обстоятельств расходования посредником положенных исполнителю денег, а с целью ослабления влияния Газпрома и его дочерних предприятий на территории Самарской обл. В идеале заказчики этого уголовного дела вполне могли бы рассчитывать на то, что должностные лица из Энергопромресурса вдруг начнут давать показания на топ-менеджмент Газпрома. И далее по цепочке. Ведь к Самарской обл. у Ростеха наблюдается особый интерес.

Комментарии

Ольга КОЛЕСНИКОВА, представитель ООО «Энергопромресурс»

- Обращаем внимание, что многие факты, которые в настоящее время широко обсуждаются многими СМИ, и в т.ч. указаны в вашем запросе, не соответствуют действительности. Как вы правильно указали, не исключено, что инициированное ПАО «Кузнецов» уголовное дело является средством давления. В настоящее время затронутые вами вопросы являются предметом судебных процессов, решения по которым еще не вынесены. Судебные разбирательства, которые ведутся между ПАО «Кузнецов» и ООО «Энергопромресурс», являются коммерческими спорами двух субъектов предпринимательской деятельности. Все доказательства, подтверждающие позицию стороны, будут представлены в суд установленным порядком. Полагаем, что освещение в настоящее время в СМИ данной темы является преждевременным, может негативно отразиться на участниках процесса, а также оказать давление на суды при принятии решений.