Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (762) | 13 июля 2020г.
 

В трубе становится тесно

Самарские акционеры Самарагаза находят силы сопротивляться Газпрому

Георгий Кизельгур

30 июня опубликованы итоги годового общего собрания акционеров (ГОСА) ОАО «Самарагаз». Позиции ключевых акционеров — аффилированного Владимиру АВЕТИСЯНУ ООО «База» и АО «Газпром газораспределение» (ГГР, г. Санкт-Петербург) — на этот раз разошлись абсолютно по всем вопросам повестки дня. ГГР добивается уступки ему контроля над эмитентом на фоне оголения тылов головной корпорации ПАО «Газпром» (см. стр. 14-15). В сложившейся ситуации Аветисяну выгодно демонстрировать «голубому лобби» председателя правления ПАО «Газпром» Алексея МИЛЛЕРА, что Самарагаз не по зубам федералам.

В ГОСА Самарагаза 26 июня приняли участие владельцы 86,68% голосующих акций общества. Причем владеющее 55,054% акций Самарагаза ООО «База» и близкие ей миноритарии, как и год назад, подавали примерно по 70% голосов за решение по каждому пункту повестки дня, в то время как ГГР и его сателлиты — не выше 30%.

Результаты голосования получились такими. За утверждение годового отчета, бухотчетности, распределение убытков, невыплату дивидендов, размер вознаграждения членам совета директоров (СД) и ревизионной комиссии, избрание их новых составов и утверждение своего аудитора выступила исключительно «База» с дружественными миноритариями. ГГР с союзниками выразил протест под видом воздержания по всем перечисленным пунктам. Таким образом, по сравнению с ГОСА по итогам 2018 г., прошедшим 26 июня 2019 г., позиция дочернего общества ПАО «Газпром» стала еще жестче. Прошлым летом ГГР скрепя сердце все же одобрял годовой отчет и бухотчетность, а также размер вознаграждения членам СД и ревизионной комиссии (см. «Хронограф» №24 (717) от 15.07.19).

Сейчас в стремлении добиться от основного бенефициара Самарагаза хорошей скидки на контрольный пакет акций либо вовсе уступки его даром из-за нерентабельности (см. «Хронограф» №18 (754) от 18.05.20) ГГР уже не склонен к сантиментам. Тем более кураторы ГГР из Газпрома требуют от «дочки» быстрее дожимать несговорчивую «Базу».

Поспешность держателя блокпакета может быть обусловлена не только признаком токсичности бизнеса — стремительным съеживанием активов Самарагаза, в т.ч. человеческих ресурсов (см. «Хронограф» №13 (749) от 13.04.20). В конце концов, транспортировкой газа населению эмитент сможет заниматься и без людей -полностью в автоматическом режиме. Больше сомнений возникает, кто будет контролировать и обкэшивать этот процесс с учетом продолжения утраты Газпромом своих супер лоббистов.

Главной опоры в правительстве РФ корпорация Алексея Миллера уже лишилась. В январе 2020 г. в отставку ушел председатель правительства РФ (2012-2020 гг.) Дмитрий Медведев. После выборов в Госдуму в 2021 г. (хотя они вполне могут состояться досрочно, например в декабре 2020 г.) своего поста практически гарантированно лишится председатель нижней палаты Федерального собрания РФ Вячеслав Володин.

Тучи после весенних колебаний национальной экономики сгустились и над благоволящим Миллеру председателем Центробанка РФ Эльвирой Набиуллиной (см. «Хронограф» №6 (699) от 25.02.19). Если затянуть взятие Самарагаза еще на несколько месяцев, помочь Газпрому в борьбе за внутреннюю ренту на фоне непрекращающейся «войны корпораций» внутри России (см. «Хронограф» №29 (681) от 1.10.18), а также напряженности вокруг такого стратегического экспортного проекта, как «Северный поток-2», вероятно, будет уже некому.

«Подвисанием» проектов Газпрома на международной арене и снижением влияния корпорации на российскую политику способен выгодно воспользоваться ключевой акционер Самарагаза Владимир Аветисян. Причем как в варианте с взвинчиванием стоимости контрольного пакета перед продажей, так и в варианте полного избавления от притязаний ГГР на него. Пока руководство Самарагаза не без оглядки на Аветисяна поддразнивает Газпром в корпоративных документах и официальных сообщениях (см. «Хронограф» №23 (759) от 22.06.20). Намеки на провокации содержатся,

в частности, в опубликованном после ГОСА годовом отчете общества за 2019 г. Например, была раскрыта информация о совершении такой сделки с заинтересованностью, как установление размера дополнительного вознаграждения гендиректору ОАО «Самарагаз» Александру Сапрыкину. С 19 июля 2019 г. Сапрыкин, несмотря на недовольство ГГР убытками и отсутствием дивидендов, получает сверх основного жалованья по 345 тыс. р. в месяц.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.