Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (754) | 18 мая 2020г.
 

Распределять нечего

Самарагаз подбирает повестку годового собрания акционеров

Георгий Кизельгур

На 21 мая назначено проведение совета директоров ОАО «Самарагаз» в заочной форме. Совет должен назвать срок созыва годового общего собрания акционеров (ГОСА) компании, а также выработать рекомендации по распределению прибыли. В 2019 г. Самарагаз впервые получил чистый убыток, стоимость активов непривычно снизилась. Возникает вероятность, что такой акционер, как АО «Газпром газораспределение» (ГГР, г. Санкт-Петербург), поставит вопрос о безвозмездной передаче ему контроля над Самарагазом.

Повестка дня заседания совета директоров (СД) Самарагаза включает 9 пунктов. Первым делом СД должен определиться с созывом ГОСА, выбором его формы и даты проведения. В опубликованном сообщении содержится подсказка, что ГОСА, скорее всего, впервые пройдет в заочной форме. Об этом свидетельствует факт, что к дате проведения приравнивается дата окончания приема бюллетеней для голосования. 21 мая СД предстоит назвать также почтовый адрес, по которому можно направлять заполненные бюллетени.

Еще одной задачей СД станет утверждение повестки дня ГОСА и проектов решений по вопросам повестки. В частности, ГОСА будут выданы рекомендации по распределению прибыли Самара-газа по результатам 2019 г., в т. ч. по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты. Рекомендации ожидаются и в части размера вознаграждений, выплачиваемых членам СД и членам ревизионной комиссии общества.

Для некоторых миноритариев Самарагаза, плохо следивших за корпоративными новостями последних двух лет, вероятно, окажется сюрпризом, что распределять по итогам 2019 г. будет нечего. Впервые в своей истории эмитент сработал в чистый убыток в размере 6,813 млн р. Как покрывать этот убыток, решит ГОСА. Самый простой вариант — уменьшить на размер убытка нераспределенную прибыль прошлых лет. Описание такого шага содержится в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности Самарагаза: там нераспределенная прибыль по состоянию на 31 декабря 2018 г. с учетом чистого убытка 2019 г. уже снижена с 79,7 до 72,9 млн р.

Убыток в Самарагазе объясняют падением выручки с 811,8 млн р. в 2018 г. до 613,7 млн р. в 2019 г. Падение выручки, в свою очередь, обусловлено прекращением в течение 2019 г. деятельности по начислению и сбору платежей за газ с населения в некоторых районах Самарской обл. и сбору платежей за обслуживание ВДГО и приборов учета газа в тех же районах. Эту деятельность Самарагаз вел по агентским договорам с ООО «Газпром межрегионгаз Самара», ООО «СВГК», ООО «Самараоблгаз».

В версию можно было бы поверить, если бы работа по агентским договорам год от года приносила Самарагазу прибыль. Однако это не так. К примеру, в 2017 г. общество извлекло из своего статуса агента 196,6 млн р. доходов, или 25,2% от общей выручки, убыток от данного вида деятельности составил свыше 39 млн р. В 2018 г. Самарагаз принял 198 млн р. агентского вознаграждения (24,4% от общей выручки), убыток от вида деятельности уменьшился и составил 28,8 млн р.

В 2019 г. Самарагаз получил всего 6,15 млн р. агентских (1% от общей выручки), при этом убыток оказался немногим больше, чем в предыдущем, еще наполненном комиссионными отчислениями году — 29,3 млн р.

В действительности в 2019 г. Самарагаз сработал гораздо хуже в своем основном секторе -транспортировке газа населению. В 2017-2018 гг. доходы от транспортировки составляли 73-74% от общей выручки, прибыль от данного вида деятельности держалась на уровне 32-33 млн р. В 2019 г. в абсолютном выражении сумма доходов от транспортировки даже несколько подросла — до 602 млн р. (в относительном выражении она составила уже 98% от выручки). А вот прибыль Самарагаза от этой деятельности рухнула до 9,2 млн р., или в 3,5 раза от уровня 2018 г. Такие результаты невольно заставляют задуматься о компетенции нового поколения топ-менеджеров эмитента или о каком-то хитром замысле с их стороны.

В целом сумма активов Самарагаза в балансе за отчетный год изменилась с 1,73 млрд р. до 502 млн р. В частности, основные средства «полегчали» почти в 3 раза. Это вряд ли добавляет настроения владельцу блокпакета (25,5% акций) общества в лице ГГР. С другой стороны, ГГР, как дочерняя структура ПАО «Газпром», давно подлавливает момент, чтобы забрать контрольный пакет в Самарагазе даром со ссылкой на нерентабельность (см. «Хронограф» №13 (749) от 13.04.20). Соответствующая оферта может поступить нынешнему стокхолдеру Самарагаза Владимиру Аветисяну незадолго до ГОСА.