Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (159) | 27 ноября 2006г.
 

Развитие территорий

Становится приоритетной задачей местной власти

Татьяна Никонорова

Проблема развития туризма как бизнеса рассматривается в Тольятти не первый год. Туристический бизнес считается очень емким и окупаемым, поэтому всегда много желающих заниматься им. В настоящее время в Тольятти действует множество фирм, в том числе и филиалов московских компаний, специализирующихся на вывозе туристов за границу. Таким образом, денежные средства, необходимые для развития собственных территорий, вывозятся в другие страны. Одна из приоритетных задач, с которыми столкнулись местные власти в последнее время, — развитие внутреннего туризма и, в перспективе, въездного туризма.

Мировые тенденции

В мире на долю туризма приходится около 10% мирового валового дохода, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. На долю Российской Федерации, несмотря на ее высочайший туристский потенциал, приходится всего около 1% мирового туристского потока. (По данным Всемирной туристской организации, на долю России приходится 1,2% общемирового числа международных туристских прибытий и 2,2% международных прибытий в Европе.) В туристских потоках преобладают российские граждане, выезжающие на отдых за рубеж, вывозя из страны ежегодно более $12 млрд., что далеко не лучшим образом сказывается на экономике России. При этом за счет въездного туризма в Россию удается вернуть немногим более $4 млрд. Иностранного туриста пока трудно привлечь в нашу страну, но предложить россиянам достойную замену зарубежным курортам необходимо.

Положительные тенденции появляются и в России. Стоит упомянуть Великий Устюг, ставший родиной Деда Мороза, опыт развития отрасли в Казани, где был создан горнолыжный курорт. Таким образом, разработка идеи, которая впоследствии будет приносить деньги, становится одной из приоритетных городских задач.

Развитие регионов

Общая тенденция такова, что одним «мозговым штурмом» дело не ограничивается. В предшествующие годы так или иначе разрабатывалась масса концепций развития туристического Тольятти. Но до их реализации дело не доходило.

Директор департамента потребительского рынка и предпринимательства Хетаг Тагаев пояснил корреспонденту «Хронографа»: «Концепция — это красивое и умное слово, но за ним скрывается то, что город не в состоянии дать. Это либо очень большие деньги, либо консолидация могущественных сил, направленная на решение одной проблемы». Если не получается разработать концепцию, тогда необходимо работать в рамках разовых мероприятий, чем в настоящее время департамент потребительского рынка и занимается.

Помимо налоговых отчислений в бюджет развитие отрасли приносит социальную стабильность в регионы. Речь идет о создании дополнительных рабочих мест, развитии территорий и инфраструктуры (дорог, коммуникаций и других видов обслуживания). По подсчетам Всемирной туристской организации (ЮнВТО), одного туриста напрямую обслуживают порядка 9 человек. Непосредственно же туриста обслуживает гораздо больше людей.

Проблемы отрасли

И все же деятельность по развитию отрасли на уровне регионов не всегда находит понимание на федеральном уровне. В России все еще сохраняется ориентация на выездной туризм. В связи с введением в действие норм Федерального закона №80 от 02.07.05 «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» с января 2007 г. отменяется лицензирование туристской деятельности в Российской Федерации. Вместо нее вводится система банковских гарантий. Выездной туризм является преимущественно агентским, где себестоимость услуг ниже, так как услуга часто заключается в том, чтобы доставить клиента до зарубежного курорта. Такой туризм более прибылен, поэтому ему будет проще обеспечить подобные гарантии. Между тем внутренний туризм в большей степени подразумевает операторскую деятельность. Суть операторских услуг заключается в том, чтобы тур сформировать. В этом слу- чае принимающим операторам приходится заключать большое количество договоров, что повышает себестоимость услуг. Таким образом, большая работа рецептивных (принимающих) операторов при подготовке и осуществлении тура дает меньшую прибыль, чем необходима для реализации подобных гарантий.

Пример активного развития курортной зоны в городе Сочи в данном случае непоказателен. В департаменте потребительского рынка отмечают, что другим регионам подобных денежных вливаний и административной поддержки из федерального центра никогда не дождаться. Рекреационные ресурсы есть во всех регионах. И тот, кто первый начнет работу по их освоению, тот и останется в выгоде в конечном итоге. Общество доросло до понимания того, что туризм приносит положительный экономический эффект.