Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (188) | 25 июня 2007г.
 

Радиослушателей посчитают

В Тольятти начался непрерывный мониторинг аудитории радио

Андрей Ельченко

Радиорекламный рынок Тольятти начинает приобретать цивилизованные черты. Екатерин­бургская исследовательская компания Arbalet в апреле приступила к непрерывному монито­рингу аудитории радио Тольятти. Этот сервис позволит сделать сегмент радиорекламы более прозрачным, а значит, более понятным и интересным для рекламодателей.

В настоящее время в тольяттинском эфире вещают 14 радиостанций: в УKB-диапазоне вещают государственные «Радио России» и «Маяк», в диапазоне FM вещают 12 частных радиостанций: «ХИТ-ФМ», «Европа плюс», «Авторадио», «Love Радио», «Радио Шансон», «Август», «Радио Максимум», «Радио Рекорд», «Русское радио», «Радио-7», «ОРР» и «Эхо Москвы». В ближайшее время в местном FM-эфире должны появиться еще 6 радиостанций, получивших на конкурсной ос­нове право на эфирное радиовещание: «Ретро FM», «Навигатор-дорожное радио», «Русская Служба Новостей», «Серебряный дождь», «Маяк-FM» и «Дети-FM».

В условиях обилия предложений рекла­модатели принимают решение о размещении рекламы на радио зачастую интуитивно, ос­новываясь на личных предпочтениях или рас­хожих мнениях о популярности той или иной радиостанции. Однако усиление конкурент­ности в разных видах деятельности заставля­ет бизнесменов рациональнее подходить к выбору средства доставки информации о своем бизнесе до потенциальных потребителей. В случае с радиорекламой предметом купли-продажи является внимание аудитории той или иной радиостанции, т.е. идет виртуаль­ная торговля людьми. Фактически рекламо­датели приобретают у радиостанции произве­дение количества ее аудитории на качество этой аудитории, помноженное на продолжи­тельность звучания рекламной информации.

Задача медиаисследователя — выяснить пара­метры аудитории путем интервьюирования населения.

Методика, применяемая Arbalet в Тольят­ти, является модифицированной, применяе­мой Comcon, одним их крупнейших столич­ных социоисследователей. Она базируется на воспоминаниях респондентов о собственном радиослушании за последние сутки (Day After Recall Modified). В отличие от Comcon телефонное интервьюирование проводится в вечернее время, что, с одной стороны, позво­ляет вовлечь в процесс максимум трудоспо­собных людей, с другой, повышает точность воспоминаний респондентов. Используется выборка, соответствующая половозрастной структуре населения Тольятти, и географиче­ское нацеливание, пропорциональное объему населения в районах и кварталах города. Arbalet ранее, в период с 2004 по 2006 гг., уже проводил в Тольятти 4 разовых исследо­вания, однако они не носили непрерывного характера. Одно исследование от другого от­деляли периоды в 6 — 9 месяцев, что не давало адекватной отдачи. Представитель Arbalet в Самарской области Андрей Балин сообщил «Хронографу» следующее: «Непрерывный мониторинг с ежемесячным опубликованием результатов исследований за три предшеству­ющих месяца позволит рекламодателям полу­чать оперативную информацию об аудитори­ях всех радиостанций для принятия адекват­ных бизнес-решений. Для самих радиостан­ций результаты исследований — своего рода зеркало. Отталкиваясь от них, от динамики изменения параметров, вещатели, по мере тех­нической возможности, смогут вносить осо­знанные коррективы в свою эфирную полити­ку».

Тольятти стал 7-м городом России после Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Перми и Новосибирска, в кото­ром запущено непрерывное исследование ау­дитории радио. Практика этих городов гово­рит о том, что факт наличия системного медиаисследователя позволяет расширить фи­нансовый объем радиосегмента рекламного рынка на 20-25% за счет его большей прозрач­ности и понятности для корпоративных потре­бителей. Однако ввиду разрушения ряда сте­реотипов уже первые полученные результаты апрельского исследования вызвали положи­тельные эмоции далеко не у всех вещателей. Появились разговоры о якобы имевшей место со стороны ряда вещателей подделке отчетов об исследовании. «Компания Arbalet будет применять все принятые на рынке социоисследований методы для защиты своей интел­лектуальной собственности. Таблицы с основ­ными параметрами исследований будут нахо­диться в свободном сетевом доступе. В случае обнаружения нелицензионного распростране­ния или подделки документов Arbalet без дол­гих раздумий будет обращаться в правоохра­нительные органы. Обязательства по защите интеллектуальной собственности, которые бе­рет на себя Россия в связи с планируемым вступлением в ВТО, дополнительно помогут защитить нашей компании свою репутацию и наказать производителей фальшивок», — сооб­щил Андрей Балин.

Обсудить на форуме