Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (177) | 2 апреля 2007г.
 

Тольяттикаучук разгрузят до основания

Новому гендиректору поручат завершить начатое Борисом Анисимовым

Павел Соколов

2 апреля в очередной раз ООО «Тольяттикаучук» посетят 3 топ-менеджера ООО «СИБУР» (управляющая компания ОАО «СИБУР Холдинг»): старший исполнительный вице-президент Владимир РАЗУМОВ, вице-президент по операциям — и.о. руководителя дирекции пластиков и органического синтеза Петр ДЕГТЯРЕВ и вице-президент по безопасности и связям с государственными органами Анатолий ЕЖКОВ. Предполагается, что они представят на Тольяттикаучуке нового гендиректора Сергея ПОЛОНЯНКИНА, занимавшего до этого пост гендиректора ОАО «Омскшина» (входит в состав холдинга «СИБУР»). По данным источников «Хронографа», от него потребуют продолжить начатую его предшественником в роли гендиректора ООО «Тольяттикаучук» Борисом АНИСИМОВЫМ работу. Создавать условия для снижения стоимости основных производственных фондов предприятия. После чего известные Разумову и Дегтяреву структуры могут предпринять попытку вывести Тольяттикаучук из состава СИБУРа.

Клановые интересы

Визит Владимира Разумова и Петра Дегтярева на ООО «Тольяттикаучук» можно считать частью клановой борьбы за наиболее привлекательные активы СИБУРа. Причем по ряду признаков эта работа ведется вокруг Тольяттикаучука уже на протяжении последних двух лет. Назначение в апреле прошлого года на пост гендиректора ООО «Тольяттикаучук» Бориса Анисимова стало первой победой влиятельного клана Разумов — Голдовский в Самарской обл. после скандальной отставки в 2001 г. с поста президента холдинга «СИБУР» Якова Голдовского.

Анисимов считается человеком из этого клана. Работает в холдинге еще со времен Голдовского. Период гонений на команду Голдовского он пересидел в должности гендиректора малоприметного ОАО «Красноярский завод синтетического каучука». Своим назначением на Тольяттикаучук Анисимов был всецело обязан Разумову. С позиции сегодняшнего дня становится ясно, для достижения каких целей потребовалось назначить директора одного из незначительных по объемам производства заводов холдинга руководителем крупнейшего объединения отрасли.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что в ходе намеченной реструктуризации СИБУРа определенная группа предприятий холдинга может быть из него выведена. Намек на это в одном из своих интервью осенью 2006 г. сделал теперь уже бывший президент ОАО «СИБУР Холдинг» Александр Дюков. Первыми получат независимость от СИБУРа предприятия шинного дивизиона. На втором месте после них стоят каучуковые заводы. Очевидно, что руководство СИБУРа пожелает избавиться не от всего каучукового производства, а лишь от наиболее низкорентабельной его части.

Известно, что статус низкорентабельного производства может быть сформирован как естественным путем, так и искусственным, когда предприятию попросту не дают загрузку. Второй вариант обычно используют в целях создания законных обоснований для продажи производственных активов дружественным структурам.

Решения руководства центрального аппарата холдинга «СИБУР» в отношении Тольяттикаучука имеют признаки подобных действий.

Источники недозагрузки

По результатам 2004 г. ООО «Тольяттикаучук» вышло на первое место в СИБУРе и на второе по России по выпуску каучука. Месячный объем выработки каучука всех марок тогда превысил 24,5 тыс. т. Это был исторический максимум и для самого Тольяттикаучука. Причем на заводе имелась на тот момент программа по увеличению даже этого показателя. Но вместо этого сначала в 2005, а затем уже и в I — II кв. 2006 г. на эти уровни Тольяттикаучуку так больше и не суждено было выйти. Как это ни парадоксально, но такова была воля руководства центрального аппарата СИБУРа. Именно там принимаются решения о загрузке или о недозагрузке предприятий. Безусловно, всегда для этого находились якобы логичные обоснования.

Так, например, в течение 2005 г. Димир Шавалеев, возглавляя дирекцию полимеров, каучуков и химволокон ОАО «СИБУР Холдинг», инициировал работу по переброске сырьевых потоков, идущих на поддержание работы ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» (ННК), в пользу ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» (СНОС). Он настаивал, чтобы изопентан и ШФЛУ, из которых ННК делает изопрен для Тольяттикаучука, уходил в неподконтрольный СИБУРу СНОС. Шавалеев имел влиятельного покровителя в лице члена правления ОАО «Газпром» Кирилла Селезнева, который к тому же являлся председателем совета директоров СНОС. Если бы Шавалееву удалось задуманное, то недозагруженными остались бы не только мощности ННК. Полностью пришлось бы остановить завод №3 на Тольяттикаучуке, который всецело сориентирован на сырьевой изопрен от ННК. Помимо этого им продавливались и другие решения, существенно ограничивающие возможность Тольяттикаучука выпускать каучук на заводах №1 и №2. Стоит напомнить, что результатом межклановой борьбы за право влиять на Тольяттикаучук в 2005 г. стало его неоднократное переподчинение из одной дирекции СИБУРа в другую.

Однако Шавалеев в СИБУРе принадлежал к менее влиятельному клану, а потому уже в декабре 2005 г. он был отправлен в отставку. Как и следовало ожидать, он тут же всплыл в роли генерального директора СНОС. Отставка Шавалеева только укрепила позиции Разумова. Шавалеевское направление начал курировать Дегтярев, полностью контролируемый Разумовым. Далее в Тольятти появился Анисимов. После чего вопросы недозагрузки Тольяттикаучука начали обретать новые мотивы.

Востребованная некомпетентность

При Анисимове заводу №1 все чаше стали спускать из СИБУРа план на увеличение отгрузки товарного дивинила на продажу. Из дивинила первый завод синтезирует стирольные каучуки. Каучук для него продукция более глубокой переработки, поэтому увеличение объемов отгрузки дивинила на сторону ведет к существенному снижению экономической эффективности работы завода в целом. Но для людей из центрального аппарата СИБУРа это не аргумент. Они сумели найти понятные только им самим причины использовать Тольяттикаучук не столько для производства каучука, сколько для изготовления сырья к нему. Таким образом, все больше выработанного на Тольяттикаучуке дивинила стало уходить на производство стирольных каучуков в ОАО «Воронежкаучук» (родное для Разумова предприятие).

Та же самая картина наблюдается и по заводу №2. На нем, так же как и на заводе №1, предусмотрено как производство готового каучука, так и сырья для него, но только не дивинила, а изопрена. Причем изопрен изготавливается здесь из метанола и он признан по качеству одним из лучших в мире. В СИБУРе предпочли поэтому использовать завод №2 не как каучуковое производство, а как изопреновое.

При Анисимове подобная тенденция начала принимать устойчивый характер. Вероятнее всего, Сергея Полонянкина могут поставить на место Анисимова именно для того, чтобы он эту тенденцию усилил. Тем более что уровень его компетенции для такого задания подходит наилучшим образом.

В СИБУР Полонянкин попал в 2002  г. по линии дирекции шин и РТИ. Успел отличиться тем, что в 2003  г. от имени СИБУРа управлял ОАО «Уральский шинный завод» в период его банкротства: сокращал персонал, «модернизировал» производство путем вывода активов в новое юрлицо. «Со спецификой работы крупнейшего в России каучукового производства он знаком еще меньше, чем Анисимов. Следовательно, у него не будет возникать лишних вопросов, когда из центрального аппарата холдинга с одобрения Дегтярева и соответственно Разумова будут поступать разнарядки на снижение объемов производства каучука», — пояснил источник «Хронографа» на Тольяттикаучуке.

Он также добавил, что, прикрываясь вполне логичной, на взгляд дилетанта, аргументацией, подобными действиями можно постепенно снизить объемы производства на предприятии в разы, а валовую выручку уронить в 3-4 раза.

Далее может последовать сокращение персонала, сворачивание программ капремонтов и новых инвестиционных проектов. Тольяттикаучук постепенно может быть превращен в аналог Красноярского завода синтетического каучука, на котором основная часть производственных мощностей заморожена. Числится на нем около 800 чел.

Но для кого-то это не более чем предпродажная подготовка.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме