Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (774) | 9 ноября 2020г.
 

Трудовые резервы

Парламентские партии начали разрабатывать потенциал профсоюзов

Павел Андреев

ППО (публичная политическая оферта) Самарского территориального областного отделения (CTOO) межрегионального профсоюза работников здравоохранения (МПРЗ) «Действие», похоже, была сделана не напрасно. В распоряжении редакции Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» оказался документ, в соответствии с которым политическая партия «Справедливая Россия» (СР) ищет контакты с альтернативным профсоюзом. Причем ищет по личному указанию лидера СР Сергея МИРОНОВА. Нужно быть очень наивным человеком, чтобы считать неполитической попытку создания такого альянса.

6 октября СТОО МПРЗ «Действие» сделало свою ППО в рамках всероссийской акции протеста «Заплатите за COVID!». Помимо вопросов, связанных с «ковидными выплатами», председатель СТОО МПРЗ «Действие» Александр Митрофанов заявил, что профсоюз готов к сотрудничеству со всеми политическими партиями и движениями (см. «Хронограф» №38 (771) от 19.10.20).

Собственно говоря, Самара в этот знаменательный день оказалась далеко не впереди планеты всей. В Тольятти КПРФ возобновляет взаимодействие с профсоюзом «МОЛОТ». МОЛОТ изначально создавался как «красный» профсоюз. Об этом было заявлено на митинге КПРФ 7 ноября 2015 г. (см. «Хронограф» №19 (589) от 20.06.15). Профсоюз создавался явно для PR-сопровождения проблем АО «АВТОВАЗ» (на тот момент ОАО). Таким образом, МОЛОТ был достаточно эффективным и, главное, недорогим инструментом для ведения диалога, например, с Госкорпорацией (ГК) «Ростех». В результате КПРФ на федеральном уровне успешно решила как политические задачи, так и задачи по привлечению спонсоров. Соответственно, активность красного профсоюза была недолгой.

Тем не менее политическим циклам свойственно повторяться. В силу чего, по сообщениям источников, МОЛОТ уже достали из чулана и готовят к активным действиям в текущем политическом цикле. Красные тольяттинцы вспомнили и о другом профсоюзном артефакте — о председателе профсоюзного комитета АО «АВТОВАЗ» «Единство» Петре Золотареве (см. «Хронограф» №13 (500) от 14.04.14).

Несмотря на то что политическое время Золотарева явно прошло, КПРФ вряд ли стоит упрекать в неразумности действий.

Подготовка к выборам в Государственную думу (ГД) РФ идет по откровенно непредсказуемому сценарию. Еще 6 октября лидеры фракций ГД РФ планировали обсудить с президентом РФ Владимиром Путиным возможность переноса выборов на 9-11 апреля 2021 г. (см. «Хронограф» №34 (770) от 12.10.20). Сегодня информированные источники уже говорят, что переноса не будет. Причем ссылаются на риски, создаваемые COVID-19. При этом локдаун в России не объявляется. Наоборот, заявляется, что в декабре эпидемия пойдет на спад. Нет локдауна — нет рисков.

Объяснение противоречивых сведений следует искать не в вирусологии, а в отечественном законодательстве. Дело в том, что в соответствии с ФЗ №20 от 22 февраля 2014 г. «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» решение о назначении даты выборов в ГД РФ на 9-11 апреля президент РФ будет вынужден принимать в период с 23 декабря 2020 г. по 12 января 2021 г. В самый разгар подготовки к празднованию Нового года и рождественских каникул (см. «Хронограф» 336 (772) от 26.10.20). Таким образом, речь разумнее вести не о состоявшемся решении, а о борьбе корпораций за удобную дату выборов.

Угроза внезапного объявления выборов заставляет политические силы задумываться о создании системы, способной молниеносно мобилизовать электорат. Тем более что из-за отмены партийных списков регионы получили фиксированное количество мест в зависимости от численности населения. Процесс явно пошел.

В распоряжении ОАЕ «Хронограф» оказалось письмо, в котором руководитель аппарата партии СР в Алтайском крае Анна Коваленко пишет: «По поручению лидера партии СМ. Миронова об установлении контакта и взаимодействии с профсоюзом «Действие» приглашаю вас к сотрудничеству в крае для защиты прав медицинских работников, в т.ч. по получению выплат, предусмотренных указами президента» (копия имеется в распоряжении редакции).

В том, что Сергей Миронов озаботился выстраиванием отношений с альтернативными профсоюзами, нет ничего неожиданного. СР явно пытаются списать со счетов. 30 сентября т.г. газета «Ведомости» писала: «В Госдуме точно окажутся «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР, а претендентами на попадание станут «Справедливая Россия», Российская партия пенсионеров за социальную справедливость и «Новые люди» (https://www.vedomosti.ru/ politics/ articles/ 2020/09/ 29 /841597- gosdumu- 2021). При этом следует понимать, что для СР подходы к местным структурам Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), скорее всего, закрыты.

Что же касается Самарской обл., то здесь наблюдается пассивная позиция Самарского регионального отделения (СРО) партии «Единая Россия» (ЕР) и Федерации профсоюзов Самарской обл. (ФПСО). Позиция будет оставаться пассивной до тех пор, пока не будут получены команды из федерального центра. Однако никаких команд нет, несмотря на очевидную необходимость партийно-профсоюзного тандема (см. «Хронограф» №6 (742) от 20.02.20). Проблема же в том, что чем дольше бездействие системы, тем выше риски.

Суть рисков в том, что время работает против партии власти. Следует обратить внимание на то, что федеральный центр транслирует установки, которые должны сделать грядущую победу ЕР политически оправданной. Между тем формирование этого «политического оправдания» представляет собой традиционно неуклюжий и неубедительный процесс. Красный сентябрь 2018 г. в Тольятти и Сызрани показал, что для победы над партией власти достаточно поругать пенсионную реформу (см. «Хронограф» №1 (737) от 20.01.20). Кандидаты от КПРФ блестяще справились с задачей, заняли места в представительных органах — и на этом все. Ни один избиратель за последующие два года не поинтересовался у своих избранников, когда же наконец с пенсионной реформой будет покончено. В то же время коммунисты понимают, что два раза фокус показывать нельзя. Теперь, похоже, в повестке трудовые коллективы. Только явно не у ЕР.