Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (737) | 20 января 2020г.
 

Обратной дороги нет

Самарская область официально вошла в политический цикл

Павел Андреев

31 декабря 2019 г. Самарская обл. официально включилась в политический марафон 2020-2024 гг. Свежеподписанный закон Самарской обл. ГД-142 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской обл.» предусматривает только мажоритарную избирательную систему по одномандатным округам. Выборы-2020, скорее всего, должны стать пилотным проектом для выборов в Госдуму РФ VIII созыва в 2021 г. Однако в текущем политическом цикле даже исполнение спущенных из федерального центра установок не гарантирует функционерам Самарского регионального отделения (СРО) партии «Единая Россия» (ЕР) спокойного будущего. Следует помнить, что никто не помешает Администрации президента (АП) РФ при необходимости воспринять победу партии власти как очередную электоральную аномалию.

Возможные и невозможные сценарии

То, что своевременная инициатива по отмене партийных списков была спущена сверху, а не является результатом народного волеизъявления, может быть непонятно только особо дисциплинированным партийным функционерам. Обычные граждане, по идее, должны знать, что «заявление об отказе от партийных списков уже сделали горсоветы Нижнего Новгорода, Кургана, Хабаровска, Магадана, Биробиджана, Новосибирска, Братска, Южно-Сахалинска, Читы и многих других муниципальных органов власти, где в сентябре этого года пройдут выборы в представительные органы муниципального самоуправления» (см. «Хронограф» №43 (736) от 23.12.19). Это указывает на системный сетевой характер данной инициативы. Кроме того, попытки представить отмену партийных списков как усложнение задачи формирования конституционного большинства ЕР в Госдуме РФ указывают на очередную неуклюжую попытку федерального центра сделать приличную мину при плохой игре. Между тем игра идет давно и носит достаточно хаотичный характер.

23 апреля 2019 г. портал РБК, ссылаясь на обзор «Возможные сценарии думских выборов-2021: взгляд из весны-2019», подготовленный Фондом «Петербургская политика», заявил о наличии четырех сценариев выборов в Госдуму в 2021 г. Примечательно, что в этом вбросе вполне конкретно зашла речь о необходимости смены лидеров партий «системной оппозиции». Следует понимать, что парламентские т.н. оппозиционные партии никакой оппозицией по сути своей не являются. Да и вообще сложно быть оппозицией, транслируя установки Кремля с незначительными вариациями. Таким образом, постепенно выпадающая из политической повестки ЛДПР и уже выпавшая из этой повестки «Справедливая Россия» (СР) вряд ли кого-нибудь интересует в АП РФ. Другое дело — постоянно набирающая электоральный потенциал КПРФ. В ГК «Ростех», скорее всего, до сих пор осталось желание заменить на посту председателя ЦК становящегося все более неуправляемым Геннадия Зюганова на понятного и предсказуемого депутата Госдумы Леонида Калашникова. Однако возможностей удовлетворить это желание сегодня явно нет. Да и апрельская оферта была последней. Так что следует ожидать усиления работы по нейтрализации красного крыла на всех уровнях (см. «Хронограф» №38 (731) от 18.11.19).

Собственно говоря, борьба с «красной угрозой» является одним из элементов главной задачи текущего цикла — сохранение большинства ЕР в Госдуме. Желательно большинства конституционного. В вышеупомянутой статье РБК дается достаточно четкая формулировка как самой задачи, так и ее мотивировки: «Из-за 15-летнего застоя в политике и консенсуса в элитах выборы пройдут по инерционному сценарию, полагает политолог Николай Миронов. По его мнению, высшая элита страны поделила национальные доходы и активы, минимизировала конфликты в своей среде и готовится к передаче наследства детям, поэтому в экспериментах с реформами не заинтересована. А власти в период президентского «транзита» нужна спокойная и управляемая дума с «проверенными людьми».

С «проверенными людьми» могут возникнуть проверенные проблемы. Поэтому в числе четырех апрельских сценариев на РБК прозвучал вариант перехода «на избрание думы исключительно по одномандатным округам. Сильная сторона мажоритарной системы: дезориентация протестного электората, эксплуатация усталости беспартийного большинства от малопродуктивной работы партий и появление у таких выборов многих интересантов внутри элиты». Однако окончательным этот вариант в апреле явно не был.

2 декабря 2019 г. газета «Ведомости» сообщила: «В администрации президента обсуждается идея допуска на выборы в Госдуму 2021 г. большого числа малых партий, чтобы «Единая Россия» получила по партспискам дополнительные мандаты за счет перераспределения голосов партий, не преодолевших 5-процентный барьер» (https://www.vedomosti.ru/ politics/ articles/ 2019/ 12/02/ 817682- kreml- pridumal). Вариант явно попахивал авантюрой. Проблемой для ЕР мог стать рост популярности КПРФ. 2018 г. показал, что гражданская незрелость российского общества на фоне отсутствия предложений на политическом рынке может приобретать прямо-таки патологические формы. Если на президентских выборах 1996 г. представители нарождающегося среднего класса не понимали, почему пенсионеры, голосуя за Зюганова, хотят, чтобы их дети и внуки жили в нищите, то в 2018 г. эта же страта голосовала уже за КПРФ просто назло ЕР. Видимо, в АП РФ сочли, что 5-процентный пересчет думских мест может привести к большинству КПРФ, а не ЕР.

Ничего удивительного в том, что началась реализация сценария без партийных списков, нет. Для понимания нужно вспомнить события последних лет.

Главное орудие номенклатуры

Если описывать ситуацию более точно, то на выборах депутатов Госдумы РФ VIII созыва сценарий с партийными списками для ЕР должен стать констатацией политической смерти партии власти (см. «Хронограф» №29 (599) от 3.10.16). В октябре 2016 г., прогнозируя результаты выборов 2021 г., Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» писал: «Для проведения корректного анализа следует прекратить оперировать относительными величинами (процентами) и перейти к абсолютным величинам — количеству голосов. Именно это пытался доступным для телезрителей языком объяснить лидер ЛДПР Владимир Жириновский 25 сентября (2016 г. – Прим. ред.) в эфире телеканала «Россия» в ток-шоу «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым».

Это был один из тех редких случаев, когда Жириновскому пришлось подбирать слова и для этого делать паузы. В результате у него ничего не получилось.

Проблема же заключается в том, что вся мощь административного ресурса, обрушенная на головы избирателей в т.г. (2016 г. – Прим. ред.), не смогла изменить текущий тренд. Этот тренд, судя по действиям, вызывает у Кремля серьезную озабоченность. Озабоченность вполне обоснована, по крайней мере, тем, что действенного оружия против этого тренда создать пока не удалось.

Если обратиться к выборам в Госдуму РФ V, VI и VII созывов (см. табл. 1), то станет видно, что ЕР от выборов к выборам набирает все меньшее количество голосов. Собственно говоря, весь триумвират парламентских партий вызывает все меньше симпатий у электората (графа «Итого»). Но еще интереснее картина представляется в графическом выражении (см. рис. 1).

Сплошная синяя линия с красными маркерами отображает официальный результат ЕР на трех последних выборах. Примечательно, что скорость падения в 2016 г. существенно снизилась. И это притом что протокол ЕР не претерпел за последние 4 года никаких существенных изменений (имеется в виду методологический термин «протокол пространства» — Прим. ред.). Если добавить устойчивый тренд ухудшения социально-экономической ситуации в РФ, то становится вообще непонятно, каким образом партия власти умудрилась поправить свою статистику.

Для того чтобы это понять, следует просто сохранить вектор электорального движения ЕР, сформированный в период 2007-2011 гг. Пунктирная линия выходит на значение 20 млн голосов вместо 28,5 млн. Судя по всему, эта разница и отражает прирост административного ресурса на прошедших выборах. По сути, это все, что смогла сделать команда Володина (глава АП РФ (2011-2016 гг.) Вячеслав Володин -Прим. ред.). Впрочем, цель данного анализа далека от определения достоверности сведений ЦИК. Пусть этим занимается т.н. пятая колонна. Тем более что административный ресурс, скорее всего, применялся и на предыдущих выборах. Просто в данном случае для анализа применяются производные первого порядка. Если нужно убрать т.н. накиданные голоса, то линию придется нарисовать более наклонной. На результатах анализа это не отразится. Тем более что с 20 млн голосов единороссы все равно бы взяли большинство в Госдуме. Правда, неквалифицированное.

Однако если принять за корректный результат ЕР 20 млн голосов, то суммарное количество голосовавших за триумвират выпадает из тренда (пунктирная линия «Итого»), приняв значение меньше 39 млн. Здесь следует обратить внимание на смену вектора КПРФ. Рост на предыдущих выборах 2011 г. сменился резким падением в 2016 г. Но здесь все объясняется просто. В отличие от двух других партий триумвирата КПРФ внесла существенные изменения в протокол. Соратники председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова в т.г. отказались от марксизма-ленинизма и перешли к откровенной люмпен-имперской риторике в стиле «Киселев-ТВ» (см. «Хронограф» №10 (580) от 4.04.16). Конечно, никто не подвергает сомнению тезис о том, что в брежневские времена все без исключения золотым лаптем щи хлебали. Вот только золотой лапоть -вещь тяжелая. Поэтому, поедая баланду таким ультратрадиционным методом, недолго себе и челюсть свернуть. В общем, можно предположить, что, стремясь оттянуть электорат у ЕР, коммунисты распугали свой.

...Можно предположить, что если бы коммунисты не экспериментировали с предвыборной риторикой, то КПРФ сохранила бы вектор и набрала свыше 17 млн голосов. Тогда бы изменение суммарного количества голосов, отданных за триумвират, имело бы линейный характер (коричневая линия, пунктир с точкой, на рис. 1).

...Если по результатам последних трех выборов построить результирующие векторы и продолжить их до 2021 г. (года выборов Госдумы РФ VIII созыва), то результаты становятся куда более интересными (см. рис. 2 и табл. 1).

При официальном (оптимистическом) сценарии развития событий ЕР в 2021 г. должна набрать меньше 12,5 млн голосов. Если же принять поправку на административный ресурс, то электоральная привлекательность ЕР вообще уходит в область недостоверного (синяя пунктирная линия с красными маркерами). Иначе говоря, партия власти идет туда же, куда и «Справедливая Россия» (СР), партия-близнец, которая так и не смогла стать ни правящей партией, ни оппозицией. За что и поплатилась.

У КПРФ в результате идеологических новаций ситуация представляется не лучшей — меньше 6 млн голосов в 2021 г. Если бы соратники Геннадия Зюганова бережнее относились к наследию Владимира Ленина, то вполне могли бы пробить важный уровень в 26 млн. Это уже существенно выше, чем у ЕР, при любом развитии событий».

Следует обратить внимание на то, что все это было опубликовано в ОАЕ «Хронограф» более чем за три года до того, как беспартийный сценарий начал триумфальное шествие по бескрайним просторам нашей Родины. Тем не менее эта публикация как-то заблаговременно и подозрительно точно объяснила предновогоднюю законотворческую новацию. Теперь судьбы региональных и местных функционеров ЕР (в т.ч. и СРО ЕР) в их же руках. Правда, корректировать эти судьбы не так-то просто. В тех же руках находится и главное орудие номенклатуры -административный ресурс.

Самарские судьбы

Добиться победы СРО ЕР при мажоритарной системе будет несложно. Нужно просто перекрыть кислород всем нежелательным для Кремля элементам. С учетом того, что не всякий потянет сетевую схему вхождения в думу г.о. Самара (ДГОС), эта задача представляется вообще плевой. Куда сложнее в прежние времена было справляться с кандидатами в списках парламентских партий.

На деле же все не так просто. Тольяттинский опыт 2018 г. показал, что одномандатники от КПРФ выигрывают выборы при минимальных бюджетах. Это значит, что мочить тех, кто выдвигается под красным флагом, может оказаться себе дороже. Тем более что федеральный центр настойчиво транслирует требование, чтобы выборы прошли без скандалов: «Значение имеет не только результат «Единой России» на предстоящих выборах, но и то, как он будет достигнут, важно отсутствие скандалов при подсчете голосов, говорит еще один собеседник РБК».

К тому же ни в коем случае не следует забывать, что местные выборы не более чем обкатка сценария выборов в Госдуму. Поэтому задача может осложниться еще и обкаткой ротационного сценария. Кремль на этот счет не отмалчивается. РБК сообщает: «Администрация президента приступила к поиску людей, которые могли бы стать кандидатами в депутаты Госдумы следующего созыва. Предложения по составу потенциальных кандидатов подготовят внутриполитический блок Кремля, «Единая Россия», Общероссийский народный фронт и регионы. Кандидатами в депутаты должны быть люди с безупречной репутацией, «патриоты своей страны», не имевшие проблем с законом, включая приводы в полицию, перечисляют два собеседника РБК. Попасть в список потенциальных кандидатов от власти может кто угодно — политик, актер, спортсмен, блогер, ученый, главное, чтобы он был заметен в общественной или профессиональной деятельности, а если речь идет об одномандатниках, то у кандидата должен быть высокий рейтинг, говорит источник РБК».

Запрос на ротацию возник и из чисто электоральных проблем. В 2018 г. коммунисты привлекали избирателей критикой т.н. пенсионной реформы. Соответственно, сегодня в повестке появилась мысль о зачистке рядов ЕР от тех, кто эту реформу поддерживал. Собственно, зачищать партию власти есть от кого. Одна отрасль ЖКХ дает столько простора, что времени не хватит. Но здесь возникает угроза потери общего языка с местными и региональными элитами и, как следствие, потеря инвесторов. К тому же становится очевидным, что на смену «проверенным» кадрам придут «непроверенные».

Есть и еще один рисковый элемент. Опять цитата из ОАЕ «Хронограф» 2016 г.: «Отложенный протестный электорат» — это те избиратели, которые не голосовали за триумвират. И здесь неважно, лежали они на диванах, копали огороды или портили бюллетени, в т.ч. отдавая свои голоса партиям, не прошедшим 5-процентный барьер. Это люди, продемонстрировавшие свое недоверие к институту выборов в современной России. Их количество неуклонно растет. К следующим парламентским выборам (выборы 2021 г. –Прим. ред.) оно превысит 85 млн человек. Проблема Кремля в том, что изменить этот тренд до сих пор федеральный центр был не в силах. Следует обратить внимание на пунктирную оранжевую линию на рис. 2. Она говорит о том, что даже если бы КПРФ не занималась ерундой, то все равно армия «против всех» достигла бы в 2021 г. почти 82 млн. Это из расчета 111 млн зарегистрированных избирателей».

Эта опасность для СРО ЕР (как, впрочем, и для всех регионалов) будет пострашнее всех остальных. Дело в том, что выборы ГД VIII созыва являются генеральным прогоном перед президентскими выборами 2024 г. С большой вероятностью можно прогнозировать, что сегодня никакой рабочей дорожной карты президентской кампании у АП РФ нет. Факторов, которые повлияют на формирование этой дорожной карты, слишком много. При этом их количество и значение в пространстве постоянно меняется. Тем не менее фактор отложенного протестного электората есть и будет одним из самых влиятельных.

Однако речь идет не о результатах президентской кампании, а о том, как оценка результатов думских кампаний 2020-2021 гг. будет использоваться для принятия персональных решений. Так вот критерии этой оценки будут вырабатываться исходя из прогнозных сценариев предстоящих президентских выборов. Собственно говоря, изменения уже пошли полным ходом. Утверждение на посту председателя правительства РФ классического (в смысле методологии) джокера главы ФНС (2010-2020 гг.) Михаила Мишустина уже смешало карты многих регионалов (в т.ч. и в Самаре). Иначе говоря, протокол пространства (в данном случае пространство — это РФ) начал стремительно меняться. С учетом того, что прогнозировать дальнейшие действия премьер-министра занятие как минимум неблагодарное, проблемы в виде потери привычной системы координат у региональных функционеров будут нарастать. Усугубляться они будут неспособностью большинства представителей региональной номенклатуры формировать себе отложенный бэкграунд. Это тот бэкграунд, который сегодня, казалось бы, не нужен (и даже как будто порицается модераторами из центра), а в 2022 г. без него будет трудно выжить.

На 1 мая назначено новое знаковое мероприятие — всенародное обсуждение изменений, вносимых в Конституцию РФ. С учетом того, что в этот день значительная часть населения будет находиться за пределами РФ, а еще более значительная будет копать огороды, всенародную поддержку данных инициатив можно считать гарантированной. Эти изменения еще сильнее обновят протокол пространства. Причем обновление будет носить еще более продолжительный характер. На регионалах оно отразится, например, в легализации госсовета. Это будет новый конституционный орган в исполнительной власти, который будет формироваться этой же властью. Точнее, с подачи АП РФ. Соответственно, следует ожидать снижения роли правительства РФ и Федерального собрания.

Наконец самое главное из этих двух событий. Количество параметров, которые изменятся в результате этих событий, будет меняться на протяжении всего цикла 2020-2024 гг. При этом меняться они будут с учетом имеющихся и новоприобретенных параметров пространства. Ну и, конечно, предстоит ожидать следующих событий.

В такой ситуации «давать стране угля» по старинке может оказаться явно недостаточно для СРО ЕР. В этом случае судьбы самарских функционеров могут приобрести самые неожиданные траектории. Так что придется на полном серьезе заниматься риск-менеджментом. Это уже сложнее, этому не учили на истфаке, но игнорирование этой науки может привести к глубокой ротации как в рядах самого СРО ЕР, так и в рядах региональной номенклатуры. Заинтересованные в этом силы есть как на федеральном, так и на региональном уровнях. Если они найдут общий язык (особенно на фоне уже начавшихся изменений), то политические циклы в Самаре могут приобрести перманентный характер еще на несколько лет.

Тем не менее ответственные лица назначены, необходимые законы приняты, политический марафон должен дойти до своего логичного завершения. Обратной дороги не предусмотрено.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.