Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (771) | 19 октября 2020г.
 

Прятаться негде

Деятель науки Хасаев нанял очень дорогого адвоката

Егор Кошеров

До конца года разрешится вопрос о привлечении к субсидиарной ответственности в размере более 23 млрд р. контролирующих лиц АО «АктивКапитал Банк» (АКБ). Вторым в списке на изъятие денег и имущества после президента холдинга «Техоборонпром» Алексея ЛЕУШКИНА идет депутат Самарской губернской думы (СГД), ректор ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (2011-2019 гг.) Габибулла ХАСАЕВ (на фото). Выяснилось, что у «всю жизнь посвятившего науке» нашлись средства на покупку доли в 2 тыс. кв. м коммерческих площадей в элитном ЖК «Степ Грин Хаус». Для спасения активов от обращения в пользу государства Хасаев позвал супердорогого адвоката Ефима ТОКАРА. Это признак того, что бежать экс-ректору некуда.

В СГД Хасаев прошел в сентябре 2016 г. по списку Самарского реготделения партии «Единая Россия» и с одобрения губернатора (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина. До марта 2018 г. Хасаев кормился сразу с трех должностей. Вместе с депутатским мандатом он продолжал удерживать пост ректора Самарского государственного экономического университета (СГЭУ). Кроме того, оккупировал одно из кресел в совете директоров АКБ, куда вошел по приглашению председателя правления банка Григория Оганесяна.

Весной 2018 г. АКБ лишился лицензии, стартовала процедура его банкротства. Через год, весной 2019 г., Хасаев вынужден был оставить хлебное ректорство в СГЭУ по причине достижения предельного возраста нахождения в этой должности. На ректорскую вахту заступила Светлана Ашмарина, которую в деле дальнейшего освоения бюджета университета сочли креатурой Хасаева (см. «Хронограф» №9 (702) от 18.03.19).

Около года Хасаев пребывал будто в подвешенном состоянии. В июне 2019 г. всплывали сообщения, что его якобы должны выбрать президентом СГЭУ. Не срослось. Соответствующий раздел на сайте вуза сегодня пустует (https://www.sseu. ru/svedeniya- ob- obrazovatelnoy- organizacii/ prezident-0). He содержится упоминаний о Хасаеве и на странице со сведениями о руководстве СГЭУ и научно-педагогическом составе (https: //www. sseu. ru/ sve-den/employees/#anchor_ rucovod- stvo).

Осенью 2019 г. Хасаев все-таки засветился на «Географическом диктанте» в стенах СГЭУ в статусе председателя самарского отделения Русского географического общества (https://www.sseu.ru/press-centr- sgeu/ vsyo- postavili-na- kartu). Далее его удалось обнаружить уже на сайте ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет» (СНИУ). В разделе «Сотрудники и преподаватели» Хасаев числится научным руководителем такого подразделения СНИУ, как Институт экономики и управления (ИЭУ). Однако как на персональной странице ИЭУ на сайте СНИУ, так и на отдельном вебресурсе института Хасаев отсутствует. Не исключено, что в ИЭУ для него подыскали синекуру, чтобы депутатство в СГД не выглядело столь сиротливо на фоне множества былых карьерных высот.

К переживаниям Хасаева по поводу утраты серьезных должностей весной т.г. добавились опасения остаться без нажитых «непосильным научным трудом» денег и имущества. 1 апреля 2020 г. ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) в рамках дела о банкротстве АКБ (№А55-10304/2018) потребовала привлечь к субсидиарной ответственности совет директоров банка и членов его правления (см. «Хронограф» №12 (748) от 06.04.20). Всего с руководящих органов, включая Хасаева, конкурсный управляющий намерен солидарно взыскать в пользу государства свыше 23 млрд р.

24 июля 2020 г. стало понятно, что именно АСВ будет взыскивать с Хасаева. Арбитражный суд Самарской обл. наложил арест на денежные средства (в т.ч. денежные средства, которые будут поступать на его банковские счета), принадлежащие ответчику, за исключением прожиточного минимума для него и лиц на его иждивении. Также арест был наложен на часть недвижимого имущества, записанного на Хасаева. Федеральной службе госрегистрации, кадастра и картографии запрещено совершать любые регистрационные действия с жилым помещением площадью 124,2 кв. м в Ленинском р-не Самары,

по ул. Молодогвардейской, 139 (элитный ЖК «Степ Грин Хаус»); жилым домом площадью 368,7 кв. м в Кировском р-не Самары по адресу: Барбошина поляна, 13-я линия, д. 9/9а (элитный коттеджный поселок); гаражом площадью 18,9 кв. м в ГСК-555 по ул. Арцыбушевской, 42а. В качестве добычи АСВ наметило также коммерческую недвижимость площадью 1962,3 кв. м (нежилое помещение №27) в том же «Степ Грин Хаусе» и квартиру площадью 50,7 кв. м в московском мкрн Новые Черемушки. Требование по квартире суд отклонил, поскольку не увидел доказательств нахождения ее в собственности у Хасаева. Что касается нежилого пространства, то арест пока наложен только на 1/42 доли в нем.

Обеспечительные меры действуют до вступления в законную силу судебного акта, который будет вынесен по заявлению о привлечении Хасаева и других могильщиков АКБ к субсидиарной ответственности. Обжаловать аресты бывший ректор не стал, зато направил вместо себя на процесс собирающего рекордные гонорары адвоката Ефима Токара. 22 сентября Токар даже заявил ходатайство об истребовании у конкурсного управляющего для обозрения протоколов совета директоров АКБ об одобрении сделок по выводу активов, которое было удовлетворено. Впрочем, иллюзий эксперты не питают: подобные ходатайства способны лишь потянуть время до вынесения решения о взыскании. С учетом планируемого переезда самарского арбитража в новое здание ожидается, что акт о привлечении к субсидиарной ответственности будет принят в декабре. Конкретно Хасаева с учетом новой практики Верховного суда РФ не спасет даже попытка переоформления недвижимости на третьих лиц (см. «Хронограф» №30 (766) от 14.09.20).

С другой стороны, бытует мнение, что Хасаев мог предупредительно нанять Токара прежде всего из-за боязни попасть в орбиту уголовного производства по делам бенефициаров АКБ. Практика показывает, что подключение этого адвоката весьма эффективно, когда клиент может быть доведен, что называется, почти до цугундера (см. «Хронограф» №8 (452) от 11.03.13).