Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (766) | 14 сентября 2020г.
 

Заводы — государству!

Олигархат Леушкина доживает последние дни

Георгий Кизельгур

На 15 сентября намечено заседание суда по привлечению президента холдинга «Техоборонпром» Алексея ЛЕУШКИНА (на фото) к субсидиарной ответственности по обязательствам рухнувшего АО «АктивКапитал Банк» (АКБ). Замысел конкурсного управляющего АКБ в лице госкорпорации (ГК) «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ, Агентство) состоит в обращении взыскания не только на денежные средства ответчика, но и на иное имущество. Например, на акции самарских оборонных заводов. Скоро местным элитам предстоит наблюдать, как еще один их коллега, сколотивший богатство на волне приватизации 90-х гг. прошлого века, будет вынужден вернуть активы государству.

Заявление АСВ о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц обанкротившегося АКБ поступило в Арбитражный суд Самарской обл. 1 апреля т.г. Было открыто дело №А55-10304/2018. С 15 физических лиц АСВ потребовало солидарно взыскать свыше 23 млрд р. Уже в тот момент прогнозировалось, что больше всех неудобства затронут бывшего председателя совета директоров АКБ Алексея Леушкина. Он как лицо, по документам ответственное за все процессы, протекавшие в АКБ в последние месяцы перед крахом банка, рискует сполна заплатить по многомиллиардным обязательствам (см. «Хронограф» №12 (748) от 06.04.20).

АСВ не стало откладывать преследование Леушкина в долгий ящик. 24 июля т.г. арбитраж по ходатайству Агентства наложил арест на денежные средства (в том числе денежные средства, которые будут поступать на банковские счета) в пределах 23,098 млрд р., принадлежащие Леушкину, «за исключением прожиточного минимума для него и лиц на его иждивении». Обеспечительная мера действует до вступления в законную силу судебного акта, который будет вынесен по заявлению конкурсного управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности.

Также арест был наложен на часть недвижимого имущества, записанного на Леушкина. Федеральной службе госрегистрации, кадастра и картографии запрещено совершать любые регистрационные действия с жилым помещением площадью 137 кв. м в Промышленном р-не Самары на пр. Кирова, 320; жилым помещением площадью 56 кв. м в Самарском р-не Самары на ул. А. Толстого/ул. Венцека: земельным участком площадью 1363 кв. м в Октябрьском р-не Самары на ул. Подгорной (на последнем, похоже, находится трехэтажный особняк Леушкина).

Обжаловать аресты бывший банкир-оборонщик начал только в третьей декаде августа. Как выяснилось, он ждал опротестования со стороны АСВ в отношении отказа суда в других обеспечительных мерах, принятого 21 мая т. г. Речь шла о наложении ареста на иное (непоименованное конкурсным управляющим) имущество. Такое имущество хорошо известно.

Леушкину принадлежат крупные пакеты акций самарских оборонных заводов, входящих в «Техоборонпром»: АО «Металлист-Самара», АО «Агрегат», ПАО «Гидроавтоматика», ПАО «Самарский завод «Экран». Данные юридические лица плотно сидели на кредитных линиях, открываемых в АКБ. Учитывая востребованность перечисленных заводов на рынке выполнения гособоронзаказа, их акции стоят дорого. Бумаги интересны, например, тем, кто курирует деятельность АСВ на высшем уровне (см. «Хронограф» №35 (728) от 28.10.19).

4 августа коллегия Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда сочла возможным признать незаконным отказ в аресте непоименованного АСВ имущества. Поэтому в своем ходатайстве об отмене обеспечительных мер Леушкин попросил снять арест не только с денежных средств и недвижимого имущества, но и с «иного имущества», представляющего для него исключительную ценность. Рассмотрение ходатайства намечено на 15 сентября за 10 минут до рассмотрения заявления АСВ о привлечении президента «Техоборонпрома» к субсидиарной ответственности. Ожидается, что суд сначала откажет Леушкину, а затем удовлетворит требования АСВ в полном объеме.

Необходимо знать, что в последнее время благодаря Верховному суду (ВС) РФ сложилась практика привлечения стокхолдеров должника к ответственности по обязательствам банкрота. Не спасает переоформление ими активов в виде квартир, домов и акций на третьих лиц. Причем конкурсная масса способна пополниться даже таким отчужденным имуществом, которое в реальности не имело отношения к деятельности банкрота. В качестве примера можно привести определение ВС РФ от 23 декабря 2019 г. №305-ЭС19-13326. Исходя из изложенной в нем позиции заводам Леушкина — прямая дорога в копилку АСВ: они-то точно поддерживали АКБ на плаву в последние месяцы перед отзывом лицензии.

Какой вариант уготовлен Леушкину, в настоящий момент уточняется. Не исключено, его под силовым давлением ГК «Ростех», доминирующей в федеральной войне корпораций, все же вынудят вернуть заводы государству (см. «Хронограф» №4 (740) от 10.02.20). В таком случае история получит очередной пример низложения олигарха из 90-х.