Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (748) | 6 апреля 2020г.
 

Леушкин в западне

Подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности бенефициара АктивКапитал Банка

ИА «Центр-Инфо»

1 апреля Арбитражный суд Самарской обл. принял заявление конкурсного управляющего АО «АктивКапитал Банк» (АКБ) о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц обанкротившейся кредитной организации. С 15 физических лиц госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ, Агентство) требует солидарно взыскать свыше 23 млрд р. Самым зажиточным среди них считается президент холдинга «Техоборонпром» Алексей ЛЕУШКИН (на фото). Велика вероятность, что по обязательствам рухнувшего АКБ ему придется ответить самым ценным имуществом — акциями самарских оборонных заводов.

В заявлении конкурсного управляющего АКБ содержатся сведения о 15 физических лицах, которые, по мнению АСВ, контролировали банк до момента отзыва у него лицензии 29 марта 2018 г. (см. «Хронограф» №10 (662) от 02.04.18). Речь идет о членах совета директоров АКБ Алексее Леушкине (владел 20,185% капитала АКБ на 1 марта 2018 г.), Григории Оганесяне, Габибулле Хасаеве, Диляре Селезневой, членах правления Алексее Кошарском, Викторе Хенкине, Денисе Чемирисе, Алексее Саплинове. Также к субсидиарной ответственности АСВ намерено привлечь Андрея Вейса, Максима Комаревцева, Михаила Исайчева, Алексея Нестерова, Юрия Злобина, Ирину Азизову и Зульфию Байбикову. Всего с указанных лиц солидарно в пользу АКБ конкурсный управляющий в лице АСВ намерен взыскать 23,098 млрд р.

Предварительное судебное заседание по вопросу взыскания намечено на 18 мая. К этому дню ответчикам предложено представить отзывы на иск с указанием возражений относительно каждого предъявленного требования. Сегодня можно прогнозировать, что больше всех придется суетиться бывшему председателю совета директоров АКБ Алексею Леушкину. Он как лицо, по документам ответственное за все процессы, протекавшие в АКБ в последние месяцы перед крахом банка, рискует сполна заплатить по многомиллиардным обязательствам.

От прочих «товарищей по несчастью», фигурирующих в иске АСВ, Леушкин отличается тем, что ему действительно есть что терять. Внимание АСВ приковано к акциям самарских оборонных заводов из холдинга Леушкина «Техоборонпром». Это АО «Металлист-Самара» (МС), АО «Агрегат», ПАО «Гидроавтоматика», ПАО «Самарский завод «Экран». В каждом из предприятий Леушкину и лояльным ему менеджерам принадлежит контрольный пакет. Учитывая востребованность перечисленных заводов на рынке выполнения гособоронзаказа, акции стоят дорого. Они интересны, например, тем, кто курирует деятельность АСВ на высшем уровне (см. «Хронограф» №35 (728) от 28.10.19).

В этой связи робкой надеждой Леушкина считают иск, поданный 25 декабря 2019 г. в Арбитражный суд Самарской обл. (дело №А55-39723/2019). Леушкин просит признать недействительными решения совета директоров АКБ, принятые в период с 5 декабря 2017 г. по 8 февраля 2018 г. и оформленные в 31-м протоколе заседаний совета директоров, состоявшихся в указанный период (см. «Хронограф» №4 (740) от 10.02.20). Оспариваемые решения касаются одобрения советом директоров сделок, которые банк мог бы совершить с целью отчуждения наиболее ликвидных активов. Леушкин настроен доказать, что он как председатель совета АКБ не участвовал в спорных заседаниях, а его подписи в протоколах — поддельные.

С целью установления подделки 4 декабря 2019 г. в рамках дела о банкротстве АКБ (№А55-10304/2018) по ходатайству Леушкина была назначена судебно-почерковедческая экспертиза.

Провести ее суд поручил эксперту ООО «Межрегиональная лаборатория судебных экспертиз и исследований» (МЛСЭИ) Юрию Спигину. Спигину предстоит установить, кем выполнены подписи, проставленные на вышеуказанных протоколах — Леушкиным или иным лицом. 29 января 2020 г. было удовлетворено ходатайство МЛСЭИ о предоставлении дополнительных образцов подписей Леушкина для экспертизы. В ближайшее время ожидается опубликование экспертного заключения.

Любопытно, что первоначально экспертиза понадобилась для доказывания непричастности Леушкина к совершению нескольких банковских операций между АКБ и МС. АСВ заинтересовалось переводом денег на сумму 30 млн р. от 13 марта 2018 г. с расчетного счета МС в АКБ на счет, открытый в другом банке. Также Агентство возмутила операция по снятию через кассу наличных в размере 28 млн р. от 21 марта 2018 г. с расчетного счета МС в АКБ. Назначением последнего платежа записали: «Заработная плата за март 2018 г. 1 часть Брылева Т.П. 41843». Обналичивание случилось буквально за неделю до отзыва у АКБ лицензии. Учуяв в обеих операциях почерк Леушкина, АСВ потребовало взыскать с МС в пользу АКБ 58 млн р. и восстановить задолженность АКБ перед МС по расчетному счету в указанном размере.

Позже Леушкин решил оспорить все согласованные советом директоров операции, напоминающие вывод активов, уже в отдельном иске — А55-39723/2019. Однако его потенциальный успех в суде совсем не означает, что выведенные с подачи совета директоров активы окажутся в конкурсной массе. Скорее они не попадут туда никогда. А возвращать долги кредиторам чем-то надо.

Таким образом, угроза расчета по обязательствам АКБ самым ценным имуществом -акциями заводов «Техоборонпрома» — для Леушкина очень актуальна. Ему придется потратить немало сил и средств, чтобы убедить АСВ не выставлять предприятия на торги.