Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (740) | 10 февраля 2020г.
 

Леушкин на грани

За АКБ основатель холдинга «Техоборонпром» рискует ответить акциями своих предприятий

Егор Кошеров

17 февраля Арбитражный суд Самарской обл. приступит к рассмотрению иска Алексея ЛЕУШКИНА к АО «АктивКапитал банк» (АКБ). Бывший председатель совета директоров АКБ требует признать недействительными несколько десятков решений этого органа, принятых накануне отзыва у банка лицензии. Речь может идти об одобрении сделок по отчуждению наиболее ликвидных активов. Успех в споре не гарантирует Леушкину того, что активы вернутся в распоряжение конкурсного управляющего АКБ. Велика вероятность, что рассчитываться по обязательствам банкрота президенту холдинга «Техоборонпром» придется самым ценным для него имуществом — акциями самарских оборонных заводов.

31 января конкурсный управляющий АКБ в лице ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) опубликовал отчет о ходе конкурсного производства в рухнувшем весной 2018 г. банке по состоянию на 1 января 2020 г. Всего на указанную дату установлены требования кредиторов на сумму 25,374 млрд р., из них требования на сумму 24,08 млрд р. включены в реестр. Удовлетворено всего 6,38% от реестровых требований.

АСВ продолжает заниматься розыском и возвратом в конкурсную массу отчужденных из АКБ активов. Помогает госкорпорации ГСУ ГУ МВД России по г. Москве. Там соединены в одно производство сразу несколько уголовных дел. Они возбуждены по фактам хищения имущества банка под видом выдачи кредитов физическим и юридическим лицам, хищения наличных денежных средств из кассы. Также расследуется перевод долгов надежных заемщиков на технические компании, что означает замещение ликвидных активов на неликвидные.

Более всего следователей и конкурсного управляющего интересует охота за двумя основными акционерами АКБ – Григорием Оганесяном и Алексеем Леушкиным. Точнее, охота за их собственностью, за счет которой можно частично удовлетворить требования кредиторов банка и получить оплату своей работы. С этой целью в сентябре 2019 г. Оганесян даже был задержан, а затем арестован Тверским районным судом г. Москвы как минимум на 2 мес.

Схожие сведения публиковали и в отношении Леушкина. Так, телеграм-канал «Труба под Неглинной» (его авторам приписывают знакомство с источниками в верхах Банка России) сообщал, что, пока Оганесян проходил в качестве свидетеля, «следователи арестовали экс-председателя совета директоров банка Алексея Леушкина».

Где в данный момент находятся Леушкин и Оганесян, непонятно. Зато известно, что 9 декабря 2019 г. АСВ довело до акционеров АКБ, что они имеют право на получение имущества, оставшегося после полного удовлетворения требований кредиторов банка. В этом необычном паблике усматривался намек на скорое привлечение лиц, контролировавших АКБ, к субсидиарной ответственности по его обязательствам. «Сначала вам придется отдать все, что у вас есть, а потом вас поощрят, если что-то останется», — раскрывают наблюдатели подоплеку такого сообщения.

Леушкин и Оганесян по-разному подошли к защите от ожидаемых финансовых напряжений. Оганесян решением Арбитражного суда Самарской обл. от 19 декабря 2019 г. был признан банкротом, в его отношении ввели процедуру реализации имущества гражданина сроком на 4 мес. С соответствующим заявлением в суд обратилась лояльная Оганесяну Ольга Хенкина. После очистки от обязательств, похоже, заблаговременно переведший все свои ключевые активы на третьих лиц Оганесян сможет забыть о претензиях АСВ. Останется разве что решить вопрос со следователями.

Другое дело — Леушкин, который рискует потерять очень многое. Внимание АСВ приковано к акциям самарских оборонных заводов из холдинга Леушкина «Техоборонпром». Это АО «Металлист-Самара», АО «Агрегат», ПАО «Гидроавтоматика», ПАО «Самарский завод «Экран». В каждом из них Леушкину и его менеджерам принадлежит контрольный пакет. Учитывая востребованность предприятий на рынке выполнения гособоронзаказа, акции стоят дорого. Они лакомый кусок, например, для тех, кто курирует деятельность АСВ на высшем уровне (см. «Хронограф» №35 (728) от 28.10.19).

В этой связи надеждой Леушкина стал иск, поданный 25 декабря 2019 г. в самарский арбитраж (дело №А55-39723/2019). У суда Леушкин просит признать недействительными решения совета директоров АКБ, принятые в период с 5 декабря 2017 г. по 8 февраля 2018 г. и оформленные в 31 протоколе заседаний совета директоров, состоявшихся в указанный период. Важно, что во временном интервале с декабря 2017 г. и до момента отзыва у АКБ лицензии 29 марта 2018 г. Леушкин возглавлял совет директоров банка лично. Вместе с ним в коллегиальный орган входили Григорий Оганесян, а также Габибулла Хасаев, Леонид Решетников и Диляра Селезнева. С февраля 2018 г. Решетникова и Селезневу заменили Владимир Сластенин и Виктор Гуднев. Они тоже выступили как минимум свидетелями краха АКБ.

Оспариваемые решения, видимо, касаются одобрения советом директоров сделок, которые банк мог бы совершить с целью отчуждения наиболее ликвидных активов. Вероятно, Леушкин хочет доказать, что он не участвовал в спорных заседаниях, а без его участия решения совета директоров являлись нелегитимными. Если это так, то Леушкин в стремлении скорректировать репутацию и спасти кровное вступает в конфликт с другими членами совета: на них в случае удовлетворения иска тоже могут повесить субсидиарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате оспариваемых решений. Однако потенциальный успех Леушкина в суде совсем не означает, что выведенные с подачи совета директоров активы окажутся в конкурсной массе. Скорее они не попадут туда никогда.

Таким образом, угроза расчета по обязательствам АКБ самым ценным имуществом -акциями заводов — для Леушкина очень актуальна. Ему придется приложить немало усилий, чтобы убедить АСВ не выставлять их на торги. Не исключено, Леушкину потребуется лоббистский ресурс одного из федеральных кланов — Госкорпорации «Ростех», участвующей в капитале предприятий из «Техоборонпрома». Донести деликатную просьбу Леушкина до Ростеха способен такой член совета директоров АО «Металлист-Самара», как Юрий Елисеев.