Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (518) | 6 октября 2014г.
 

Дело житейское

Облсуд поверил фактам, а не эмоциям

Татьяна Федорова

3 октября апелляционная коллегия Самарского облсуда оставила без изменений приговор исполнительному директору ОАО «Тепличный» Александру ФАЕРМАНУ. Он был признан виновным по ч. 1 ст. 107 УК РФ «Убийство, совершенное в состоянии аффекта», ему назначили наказание в виде 2,5 года ограничения свободы. Таким образом, облсуд подтвердил правомерность и справедливость приговора, вынесенного Фаерману Кировским райсудом.

Александр Фаерман был задержан по подозрению в убийстве своей супруги Юлии Фаерман. В августе т.г. Кировский райсуд признал Фаермана виновным. Как сказано в приговоре: «Фаерман совершил убийство в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим аморальным поведением потерпевшей». Проще говоря, Фаерман не вынес издевательств и унижений, которым его подвергала жена. Знающие эту семью люди уверены, что было именно так.

Однако гособвинение просило назначить Фаерману 8 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Во время оглашения приговора стало известно, что тяжкая статья переквалифицирована на менее тяжкую — «убийство, совершенное в состоянии аффекта». Суд в отличие от следствия учел, что убийство совершено Фаерманом не по заранее обдуманному и спланированному умыслу, а произошло внезапно, под воздействием психических раздражителей. В результате Фаерман заслуженно получил 2,5 года ограничения свободы, т.е. суд избрал наказание, не предполагающее изоляции осужденного от общества и дающее широкие возможности для исправления. Осужденный должен будет отмечаться в органах УИС и некоторое время не покидать Самару.

С данным приговором оказалась не согласна семья потерпевшей. Скорее всего, при подготовке апелляционной жалобы она пользовалась советами адвоката Александра Паулова, который активно комментировал процесс для прессы. Мать потерпевшей Лидия Наумова указывала, что Александр Фаерман оскорблял ее дочь, причисляя к социально неадаптированным личностям. Но при этом в материалах приговора говорится совершенно противоположное, что потерпевшая регулярно наносила оскорбления осужденному. Также супруга Фаермана фактически шантажировала его тем, что разведется с ним, поменяет сыну фамилию и он будет видеть ребенка очень редко. Такой прием способен вывести из себя даже самого уравновешенного человека.

Облсуд не принял во внимание и доводы апелляционной жалобы о том, что результаты психологической экспертизы Фаермана якобы были куплены. Напомним, было проведено аж три экспертизы. Причем последняя была назначена по настоянию адвоката Паулова в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. По ее результатам эксперт-психолог центра Ирина Бакова в Кировском райсуде заявила, что подсудимый долгое время терпел от жены унижения и оскорбления. В какой-то момент терпение его лопнуло и он поднял на нее руку. «Были затронуты живые струны его души, — пояснила Бакова. — По словам Фаермана, жена говорила ему, что он плохой отец и она найдет их ребенку другого отца и сын даже не будет носить фамилию Фаермана. В этот момент у него помутилось сознание, ему стало плохо до тошноты, он ее не слышал, а лишь видел, как шевелятся ее губы». Т.е. Бакова полностью подтвердила, что преступление было совершено Фаерманом в состоянии кумулятивного аффекта.

Кроме того, Бакова подвергла критике результаты первой психологической экспертизы, согласно которой Фаерман был признан вменяемым в момент совершения убийства. «Результаты экспертизы недостаточно обоснованы, — пояснила она позицию центра Сербского. — Отсутствие аффекта должно быть настолько же аргументировано, как и его наличие».

Отметим, что оставленный в силе облсудом приговор Фаерману не является «слишком мягким», как на том настаивает потерпевшая сторона. Так, в Назрани 30 сентября был вынесен приговор 32-летнему Исламу Муцольгову, которого также признали виновным в совершении убийства в состоянии аффекта. В результате Муцольгову ограничили свободу всего на год. Жительница Удмуртской Республики за убийство своего мужа в состоянии аффекта 16 сентября получила также год ограничения свободы. По данным заслуженного невролога и психотерапевта, доктора медицинских и юридических наук, профессора Бориса Спасенникова, в изученных им материалах судебной практики не встретилось ни одного случая экспертизы аффекта у ранее судимого за хулиганство, кражу, вымогательство. Зато экспертизы на состояние аффекта часто случались, если на скамье подсудимых оказывались интеллигент, оскорбленный супруг и другие «жертвы» женщин.