Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (518) | 6 октября 2014г.
 

Гробовая тишина

Волгомост будет строить развязку на М5, а Першин и Дроботов молчат

Сейдамет Абреков

В сентябре без лишнего шума ОАО «Волгомост» получило государственный контракт ценой около 6,2 млрд р. на строительство в Тольятти транспортной развязки на 974-м км автомобильной дороги М5 «Урал» — в районе мкрн Жигулевское Море. И это притом что еще год-два назад проект строительства развязки обсуждался на самых различных площадках. Активно лоббировали его депутаты Самарской губернской думы (СГД) Андрей ПЕРШИН и Александр ДРОБОТОВ. Однако в тот момент, когда вопрос решился, от них почему-то не слышно громких заявлений. Похоже, Першин и Дроботов понимают, что ОАО «Волгомост» сегодня ассоциируется с деятельностью братьев Аркадия и Бориса РОТЕНБЕРГОВ. Поэтому лишний раз не стоит напоминать о своем активном участии в этой теме.

Без былой помпы

О том, что ОАО «Волгомост» получило контракт на строительство транспортной развязки на 974-м км федеральной трассы М5 «Урал», стало известно еще 17 сентября. В этот день были подведены итоги тендера, стартовая цена которого превышала 6,2 млрд р. ОАО «Волгомост» оказался единственной компанией, которая приняла в нем участие, и с предложением цены чуть менее 6,2 млрд р. Волгомост стал победителем.

Казалось бы, с этого дня наконец-то начала решаться застарелая транспортная проблема Тольятти и Жигулевска, связанная с периодическими заторами на трассе М5 «Урал» в районе мкрн Жигулевское Море и Жигулевской ГЭС. Порой пробки в этом районе растягиваются на километры. Сколько было сказано слов, сколько приложено сил, чтобы эта развязка все-таки появилась. Особым образом к решению проблемы были подключены депутаты СГД, представляющие партию «Единая Россия» (ЕР), Андрей Першин и Александр Дроботов.

В частности, 28 мая 2012 г. тольяттинский политсовет ЕР поручил заместителю председателя комитета по строительству и транспорту СГД Андрею Першину курировать этот вопрос на уровне региональной власти. 25 июня 2012 г. Першин даже отчитался перед политсоветом о включении вопроса в график плановой работы СГД. «Было принято решение о рассмотрении данного вопроса на общественной комиссии по дорожному хозяйству с дальнейшим вынесением его на комитет», — в частности, сообщил Андрей Першин (см. «Хронограф» №24 (423) от 2.07.12). Он также обозначил еще одну проблему: земля в районе будущего строительства не размежевана.

Для ускорения процесса было решено поручить Першину лично курировать процедуру межевания. Андрей Першин связался с начальником ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Александром Калашниковым. Не меньшую активность проявлял Александр Дроботов.

Это было вполне объяснимо. Проект будущей развязки должен был стать, пожалуй, самым масштабным дорожным строительством за последние годы не только в Тольятти, но и в Самарской обл. в целом. Развязка задумывалась многоуровневой, с многочисленными съездами и эстакадами. Общая длина основной эстакады около 1100 м. Социальную значимость объекта сложно было переоценить. Но все последние годы начать строительство развязки так и не удалось. Решение проблемы пропускной способности на 974-м км федеральной трассы М-5 «Урал» ограничилось лишь тем, что в прошлом году было убрано одно из «колец» на этом участке, вместо которого организован прямой участок трассы. Но даже это заметно разгрузило дорогу.

Пробивной Волгомост

Победа Волгомоста в тендере, по логике вещей, должна была быть встречена чуть ли не всенародным ликованием. По крайней мере, лица, которые плотно окунулись в данную тематику, должны были как-то обозначить свое отношение к тому, что их многолетний кропотливый труд наконец возымел результат, о котором все мечтали. В бюджете оказались заложены 6,2 млрд р. на дорогостоящую развязку, проблемы межевания и собственников смежных с трассой М5 территорий, наверное, тоже были решены. Тендер проведен, подрядчик определен. Т.е. все готово к началу строительства.

Но в том-то и дело, что ни радостных заявлений, в частности, от Андрея Першина и Александра Дроботова, ни каких-то мероприятий по этому случаю наблюдать не приходится. Что же произошло, раз ситуация развивается именно в таком ракурсе? Наверное, все дело в том, что победу в тендере одержал ОАО «Волгомост», который ассоциируется с деятельностью друзей президента России Владимира Путина — братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов. Точнее, с репутацией, которую имеют лица, имеющие отношение к органам управления этой компании (см. текст выше). Анализ прошлой деятельности этих лиц позволяет полагать, что транспортная развязка может так и не появиться. В этом свете открытым останется вопрос: а куда же уйдут 6,2 млрд р. из государственного бюджета, предусмотренные на реализацию проекта?

По известному сценарию

Если истинной целью руководства Волгомоста сегодня является именно освоение средств на контрактах, подобных тем, что компания получила 17 сентября, для развития событий в правильном направлении необходимо создать определенные условия. С учетом специфики участка трассы М5 «Урал» в районе мкрн Жигулевское Море и Жигулевской ГЭС сделать это при желании будет несложно. Здесь есть масса т.н. узких мест, существенно ограничивающих трафик. Например, небольшой по протяженности туннель под железнодорожными путями на ул. Куйбышева.

В случае начала подготовительных работ -забивания свай, отсыпки грунта и т.д. — это неминуемо приведет к дополнительным ограничениям проезда. Автомобильные пробки наверняка станут не периодическим, а постоянным явлением, проезд по федеральной трассе и внутри Тольятти будет практически парализован. Следствием реализации подобного сценария станет рост народного недовольства, который, не исключено, будет направлен в сторону тех, кто так активно лоббировал строительство развязки. Например, в сторону все тех же Андрея Першина и Александра Дроботова. Они-то наверняка это понимают, чем, собственно, и может объясняться молчание по поводу победы Волгомоста.

Развивая прогноз, можно отметить, что в тот момент, когда массовая публика, черпающая информацию в основном из новостных блоков федеральных телеканалов, будет максимально подогрета каждодневными пробками на М5, найдется тот, кто волевым решением остановит «антинародную стройку». Движение на М5 быстро наладится, тем более вряд ли ОАО «Волгомост» сможет провести какие-то уж слишком значительные работы. Однако полученные 6,2 млрд р., ну или часть этих средств, которые компания успеет получить, она вряд ли вернет государству. О тендере все успешно забудут, тем более лишнего внимания к нему особо никто и не привлекает. Андрей Першин и Александр Дроботов, скорее всего, начнут лоббировать другие проекты, где вероятность заработать, причем не только политический рейтинг, окажется больше.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.