Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (518) | 6 октября 2014г.
 

Затаившиеся опасности

Идея Кошелева строить детсады без тендеров может обернуться серьезными последствиями

Сергей Ромашов

На прошлой неделе в редакцию ОАЕ «Хронограф» поступил ответ на июльский запрос главе г. о. Ульяновск Марине БЕСПАЛОВОЙ по поводу строительства микрорайона силами «Корпорации КОШЕ ЛЕВ». После того как председатель совета директоров ЗАО ППСО АО «Авиакор» Владимир КОШЕЛЕВ (на фото) засветил себя в общении с президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ, власти Ульяновска вдруг поспешили заявить о своей готовности содействовать строительству «КОШЕЛЕВ-проекта», причем даже выражают готовность отказаться от тендеров для строительства соцобъектов. Вот только когда начнут заживо гореть дети в подобного рода постройках, будет поздно искать ответ на вопрос, кто был виноват: автор красивой идеи строить детсады без тендера или чиновники, принявшие на ура эти пожелания?

Лучше поздно

24 июля «Хронограф» направил в администрацию г.о. Ульяновск запрос с целью выяснить, ведется ли в Ульяновской обл. строительство мкрн «КОШЕЛЕВ-проект». Аналогичное письмо было направлено и в правительство Ульяновского региона. В августе «Хронограф» получил ответ от первого заместителя губернатора Ульяновской обл. Александра Якунина. На запрос издания Якунин ответил следующее: «По информации министерства строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской обл., в данный момент на территории региона строительство малоэтажного жилья по проекту «КОШЕЛЕВ-проект» не ведется. Министерству строительства, ЖКХ и транспорта региона неизвестны планы СК «Авиакор» и Владимира Кошелева о строительстве малоэтажного жилья в Ульяновской обл.».

В сентябре стало понятно, что председатель совета директоров «Авиакора» Владимир Кошелев не оставляет надежды лоббировать создание выгодных для бизнеса его корпорации условий при строительстве «анклавных» поселков по типу «Крутых ключей» в Самаре. В июле он уже просил поддержки в решении указанных вопросов у президента РФ Владимира Путина. В сентябре Кошелев вернулся к этой теме в комментариях федеральному СМИ, что может свидетельствовать о его желании напомнить главе государства о «пожеланиях» «Авиакора».

Примечательно, что через несколько дней после высказываний Кошелева в федеральных СМИ, в «Хронограф» поступил долгожданный ответ и от главы г.о. Ульяновск Марины Беспаловой. Беспалова сообщила, что в мае 2011 г. на уровне правительства Ульяновской обл. уже обсуждалась возможность строительства «КОШЕЛЕВ-проекта» в регионе. Однако с тех пор ни одного дома «Авиакор» в Ульяновске так и не построил, что подтверждает как сама Беспалова, так и отсутствие каких-либо данных о строительстве в Ульяновске на официальном сайте «Корпорации КОШЕЛЕВ».

Без тендеров

Не исключено, что губернатор Ульяновской обл. Сергей Морозов после той беседы решил взять паузу и посмотреть, как «КОШЕЛЕВ-проект» будет продаваться в других регионах, т.к., по оценкам наблюдателей, покупательская способность ульяновцев несколько меньше, чем, например, самарцев.

Здесь нужно отметить, что в мае 2011 г. «Авиакор» еще не строил детских садов в Самаре, а малоэтажки корпорации без объектов социальной инфраструктуры могли казаться не такими привлекательными для главы Ульяновской обл. В своем ответе «Хронографу» Беспалова чуть не прямым текстом говорит о том, что властям Ульяновска крайне импонирует идея выкупа социальных объектов у Кошелева. «Опыт, накопленный «Корпорацией КОШЕЛЕВ» по передаче объектов социальной инфраструктуры властям с применением механизмов государственно-частного партнерства, очень ценен», — говорит Беспалова. Чувствуется, что глава Ульяновска успела оценить политическую конъюнктуру, не зря же она взяла на раздумье несколько месяцев, прежде чем ответить «Хронографу».

Довольно странно, что подобный ответ поступил в редакцию не от правительства Ульяновской обл., а от муниципалитета. Вполне возможно, что между главой Ульяновска и губернатором региона существуют некоторые недомолвки, как, например, было во время мэра Самары Виктора Тархова и губернатора Самарской обл. Владимира Артякова. Владимир Кошелев мог напрямую обратиться к Беспаловой с новым предложением о сотрудничестве. По сути, Беспалова могла не устоять перед предложенной Кошелевым схемой по реализации государственных контрактов по строительству объектов социальной инфраструктуры без проведения каких-либо тендеров. Не случайно в своем ответе она хвалит именно эту систему, а не объемы возводимого «Авиакором» жилья. К подобному самовольству Беспалову могло склонить еще и то, что в последнее время Кошелев транслирует свои идеи на федеральном уровне. Уж если предложения Кошелева рассматривает федеральная власть, то вряд ли губернатор Морозов будет противиться, когда его поставят перед тем фактом, что в Ульяновске стартовало строительство «КОШЕЛЕВ-проекта». Так могла рассудить Беспалова. Однако не факт, что идея строить соцобъекты без тендера будет принята на федеральном уровне. Это вызовет колоссальный скандал на всю страну. По сути, предлагается перечеркнуть главный элемент борьбы с коррупцией — уход от прозрачной методики размещения госзаказов ценою в сотни и миллиарды рублей.

На пороховой бочке

При этом ни в Ульяновске, ни в Самаре никто, видимо, не задумывается о последствиях бестендерного строительства объектов социальной инфраструктуры. Подобную работу целесообразнее было бы доверять организациям, специализирующимся на возведении объектов соцкультбыта, т.к. строительство детского сада и трехэтажной жилой «коробки» в «КОШЕЛЕВ-проекте» — совершенно разное как по технологиям, так и по степени ответственности. Стоит обратить внимание хотя бы на то, что свои жилые дома и прочие объекты «Авиакор» утепляет пенополистирольными теплоизоляционными плитами.

Пенополистирол является легковоспламеняющимся материалом и в процессе горения выделяет целый ряд отравляющих веществ: фосген, хлорводород, стирол, толуол, что, к примеру, в 2009 г. привело к гибели 156 человек в пермском клубе «Хромая лошадь». А недавно, 21 сентября, в Красноярске горела жилая высотка в 25 этажей в Центральном р-не города. На быстрое увеличение площади горения повлияла обшивка дома (сайдинг), утепленная тем самым пенополистиролом. В Самаре, по сути, сегодня построены сотни подобных «пороховых бочек», и все они расположены в мкрн «Крутые ключи». Хуже всего будет, если вдруг выяснится, что и детский сад был построен с применением этих воспламеняющихся и высокотоксичных материалов. Повод для опасений действительно имеется. При возведении объекта без тендера неизвестно то, кто и как формирует задание на проектирование и закладывал в проект материалы. Если застройщик предоставлен в этом вопросе сам себе, то, естественно, он пойдет по пути наименьшей себестоимости и затрат. Следовательно, при возведении детского сада по своей инициативе он применит на нем все те же материалы, что на своих трехэтажках.

Любовь застройщика к трехэтажкам можно объяснить очень просто. Проект многоквартирных домов такой этажности не требует обязательной государственной экспертизы. А потому закладывай туда материалы какие душе угодно, главное, подешевле. Вот только когда начнут заживо гореть дети в подобного рода постройках, будет поздно искать ответ на вопрос, кто был виноват: автор красивой идеи строить детсады без тендера или чиновники, принявшие на ура эти пожелания.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Марина БЕСПАЛОВА, глава г.о. Ульяновск

- «Корпорация КОШЕЛЕВ» активно работает на территории Ульяновской обл., занимаясь реализацией проектов как коммерческого (отель), так и малоэтажного жилищного строительства. Информация о возможности строительства в Ульяновском регионе «КОШЕЛЕВ-проекта» появилась в 2011 г. В мае 2011 г. на заседании правительства Ульяновской обл. этот проект получил одобрение членов правительства региона и губернатора. Параметры проектов открыты. Учитывая опыт реализации «КОШЕЛЕВ-проекта» в Самарской и Калужской обл., можно предположить, что квартиры, построенные «Корпорацией КОШЕЛЕВ», реализуются по доступным ценам. Органы государственной, муниципальной власти и бизнес работают в едином социально-экономическом пространстве. Только согласованная работа всех этих структур в рамках государственно-частного партнерства может обеспечить решение таких значимых государственных задач, как строительство объектов социальной инфраструктуры: детских садов, школ, пожарных пунктов, дорог и пр.