Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (518) | 6 октября 2014г.
 

Разумная инициатива

Самарцы проголосовали за введение долгосрочного тарифа на воду

Сергей Ромашов

С 1 января 2016 г. в РФ станет обязательным долгосрочное тарифное регулирование для всех субъектов. ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС) решило не ждать полтора года, предложив самарской общественности задуматься над идеей введения долгосрочного тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения. 2 октября в актовом зале администрации Октябрьского р-на Самары обсудили введение долгосрочного тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения в областном центре.

В 2012 г. СКС взяло на себя обязательства выполнить необходимые мероприятия по улучшению показателей эффективности и надежности работы систем водоснабжения и водоотведения через реализацию инвестпрограммы в 2013-2019 гг. на сумму 3,6 млрд р. Но в . процессе работы с водопроводным и канализационным хозяйством Самары и исполнения инвестпрограммы СКС столкнулось с ощутимой проблемой — невозможно планировать деятельность на несколько лет вперед с краткосрочными тарифами.

СКС объяснило собравшимся в Октябрьской администрации горожанам, что без вложений в модернизацию водопровода и канализации число аварий на коммуникациях, портящих облик города, всерьез уменьшить не удастся. Чтобы радикально изменить подход к содержанию и эксплуатации инфраструктуры, а также исполнить обязательства по инвестпрограмме, компании СКС необходимо получить возможность долгосрочного планирования своих работ и привлечения займов в кредитных организациях. Это реально только при условии утверждения для компании долгосрочного тарифа.

Итак, для чего нужны долгосрочные тарифы? Строительный цикл крупных объектов в коммунальной отрасли (в случае с Самарой это модернизация объектов ВКХ) составляет 5-7 лет, а срок окупаемости инвестиций может растягиваться на десятилетия. Однако в тарифных решениях та или иная ресурсоснабжающая организация зачастую не видит горизонт планирования дальше чем на год.

Директор СКС Владимир Бирюков объяснил самарцам плюсы долгосрочного тарифа
Директор СКС Владимир Бирюков объяснил самарцам плюсы долгосрочного тарифа

Если нет долгосрочного тарифа, финансирование «длинных» проектов организовать практически невозможно. Ведь тарифы — единственный источник дохода ресурсоснабжающей организации. Поэтому СКС для решения текущих задач, исполнения инвестпрограммы и реализации регулярно обозначаемых властями перед компанией дополнительных приоритетов необходимо в т.ч. привлекать кредиты и займы. Для выдачи крупных кредитов банки требуют гарантии, которыми могут стать только долгосрочные тарифы.

При этом важно понимать, что долгосрочный тариф не значит высокий. Рост тарифа за услуги водоснабжения и водоотведения не приведет к значительному росту платежа за коммунальные услуги. При краткосрочном тарифном регулировании используется метод затраты плюс, т.е. затраты предыдущего периода индексируются, соответственно, организация не заинтересована в снижении затрат. При долгосрочном методе регулирования организация может использовать экономию от снижения издержек на свое развитие в течение 5 лет. К тому же долгосрочный тариф имеет непосредственную привязку к показателям качества и надежности обслуживания.

Видимо, поняв это, участники публичного обсуждения инициативы СКС практически единогласно поддержали утверждение долгосрочного тарифа. Теперь дело за правительством региона. Скорее всего, в Белом доме также понимают, что долгосрочные тарифы позволят добиться лучших показателей работы ЖКХ,

повысить прозрачность работы ресурсоснабжающих организаций и облегчить возможную реализацию совместных масштабных проектов на принципах государственно-частного партнерства.

Комментарии

Виктор ЧАСОВСКИХ, председатель комиссии по МСУ, строительству и ЖКХ Общественной палаты Самарской обл.

- Если говорить принципиально, то долгосрочный тариф нужен. Это в т.ч. и позиция правительства Российской Федерации. Другое дело, как будут рассчитываться эти тарифы, нужна прозрачность. Но я готов поддержать эту идею, ведь в эту сферу необходимо привлекать инвестиции. Самое главное при определении тарифов и их регулировании -соблюсти баланс интересов ресурсоснабжающей организации и граждан.

Владимир БИРЮКОВ, управляющий директор ООО «Самарские коммунальные системы»

- В рамках инвестиционной программы, утвержденной в объеме 3,6 млрд, проведены либо ведутся сейчас работы на НФС-1, НФС-2, на сетях. Чтобы выполнить критерии договора аренды, мы прилагаем немалые усилия. Но на этом пути постоянно появляются новые пожелания: подключить новые объекты к чемпионату мира по футболу, обеспечить водой новые микрорайоны, принять бесхозные сети или водопроводное хозяйство других коммунальных компаний. Т.е. нам говорят: за те же деньги сделайте еще то-то и то-то. Мы не можем удовлетворить все пожелания, тем более сиюминутно. Вариант решения проблемы — прозрачный, долгосрочный тариф, с которым мы сможем планировать свою работу на несколько лет вперед и финансировать крупные инвестиционные проекты.