С 1 января 2016 г. в РФ станет обязательным долгосрочное тарифное регулирование для всех субъектов. ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС) решило не ждать полтора года, предложив самарской общественности задуматься над идеей введения долгосрочного тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения. 2 октября в актовом зале администрации Октябрьского р-на Самары обсудили введение долгосрочного тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения в областном центре.
В 2012 г. СКС взяло на себя обязательства выполнить необходимые мероприятия по улучшению показателей эффективности и надежности работы систем водоснабжения и водоотведения через реализацию инвестпрограммы в 2013-2019 гг. на сумму 3,6 млрд р. Но в . процессе работы с водопроводным и канализационным хозяйством Самары и исполнения инвестпрограммы СКС столкнулось с ощутимой проблемой — невозможно планировать деятельность на несколько лет вперед с краткосрочными тарифами. СКС объяснило собравшимся в Октябрьской администрации горожанам, что без вложений в модернизацию водопровода и канализации число аварий на коммуникациях, портящих облик города, всерьез уменьшить не удастся. Чтобы радикально изменить подход к содержанию и эксплуатации инфраструктуры, а также исполнить обязательства по инвестпрограмме, компании СКС необходимо получить возможность долгосрочного планирования своих работ и привлечения займов в кредитных организациях. Это реально только при условии утверждения для компании долгосрочного тарифа. Итак, для чего нужны долгосрочные тарифы? Строительный цикл крупных объектов в коммунальной отрасли (в случае с Самарой это модернизация объектов ВКХ) составляет 5-7 лет, а срок окупаемости инвестиций может растягиваться на десятилетия. Однако в тарифных решениях та или иная ресурсоснабжающая организация зачастую не видит горизонт планирования дальше чем на год. | | Директор СКС Владимир Бирюков объяснил самарцам плюсы долгосрочного тарифа
Если нет долгосрочного тарифа, финансирование «длинных» проектов организовать практически невозможно. Ведь тарифы — единственный источник дохода ресурсоснабжающей организации. Поэтому СКС для решения текущих задач, исполнения инвестпрограммы и реализации регулярно обозначаемых властями перед компанией дополнительных приоритетов необходимо в т.ч. привлекать кредиты и займы. Для выдачи крупных кредитов банки требуют гарантии, которыми могут стать только долгосрочные тарифы. При этом важно понимать, что долгосрочный тариф не значит высокий. Рост тарифа за услуги водоснабжения и водоотведения не приведет к значительному росту платежа за коммунальные услуги. При краткосрочном тарифном регулировании используется метод затраты плюс, т.е. затраты предыдущего периода индексируются, соответственно, организация не заинтересована в снижении затрат. При долгосрочном методе регулирования организация может использовать экономию от снижения издержек на свое развитие в течение 5 лет. К тому же долгосрочный тариф имеет непосредственную привязку к показателям качества и надежности обслуживания. Видимо, поняв это, участники публичного обсуждения инициативы СКС практически единогласно поддержали утверждение долгосрочного тарифа. Теперь дело за правительством региона. Скорее всего, в Белом доме также понимают, что долгосрочные тарифы позволят добиться лучших показателей работы ЖКХ, | | повысить прозрачность работы ресурсоснабжающих организаций и облегчить возможную реализацию совместных масштабных проектов на принципах государственно-частного партнерства. | Комментарии | |
Виктор ЧАСОВСКИХ, председатель комиссии по МСУ, строительству и ЖКХ Общественной палаты Самарской обл. - Если говорить принципиально, то долгосрочный тариф нужен. Это в т.ч. и позиция правительства Российской Федерации. Другое дело, как будут рассчитываться эти тарифы, нужна прозрачность. Но я готов поддержать эту идею, ведь в эту сферу необходимо привлекать инвестиции. Самое главное при определении тарифов и их регулировании -соблюсти баланс интересов ресурсоснабжающей организации и граждан. Владимир БИРЮКОВ, управляющий директор ООО «Самарские коммунальные системы» - В рамках инвестиционной программы, утвержденной в объеме 3,6 млрд, проведены либо ведутся сейчас работы на НФС-1, НФС-2, на сетях. Чтобы выполнить критерии договора аренды, мы прилагаем немалые усилия. Но на этом пути постоянно появляются новые пожелания: подключить новые объекты к чемпионату мира по футболу, обеспечить водой новые микрорайоны, принять бесхозные сети или водопроводное хозяйство других коммунальных компаний. Т.е. нам говорят: за те же деньги сделайте еще то-то и то-то. Мы не можем удовлетворить все пожелания, тем более сиюминутно. Вариант решения проблемы — прозрачный, долгосрочный тариф, с которым мы сможем планировать свою работу на несколько лет вперед и финансировать крупные инвестиционные проекты. |