Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (496) | 17 марта 2014г.
 

Финиш для Серовой

В КРСО может готовиться смена генерального директора

ИА «Центр-Инфо»

До конца марта должна быть раскрыта годовая бухгалтерская отчетность ОАО «Корпорация развития Самарской обл.» (КРСО). Ожидается, что в балансе КРСО образуется дыра из-за застрявших в признанном банкротом ООО «Коммерческий Волжский социальный банк» 200 млн р. Примечательно, что руководство КРСО не спешит представлять финансовые показатели по итогам 2013 г., что может быть связано с вероятной убыточностью общества в отчетном году. С другой стороны, наблюдатели объясняют молчание корпорации перспективой досрочного прекращения полномочий ее генерального директора Ольги СЕРОВОЙ (на фото). Соответствующее решение должен принять совет директоров КРСО во главе с губернатором Николаем МЕРКУШКИНЫМ.

3 февраля 2014 г. ООО «Коммерческий Волжский социальный банк» (ВСБ) было признано банкротом, в отношении ВСБ открыли конкурсное производство сроком на 1 год. По состоянию на дату отзыва лицензии размер обязательств банка превысил 4 млрд р. Одним из крупнейших кредиторов ВСБ на тот момент являлось как раз КРСО. Средства КРСО, размещенные в ВСБ, составляли порядка 200 млн р.

С целью выяснить, как КРСО справляется с этой потерей, редакцией Областного аналитического еженедельника «Хронограф» в середине февраля был подготовлен запрос на имя гендиректора КРСО Ольги Серовой. Вопросы звучали следующим образом: «Какие конкретные меры предпринимает КРСО для возврата средств, зависших в ВСБ? Каким образом КРСО компенсировало в своей финансово-хозяйственной деятельности нехватку средств, размещенных в ВСБ? Не образовалась ли дыра в балансе КРСО из-за невозможности воспользоваться этими средствами? В каких еще банках, работающих на территории Самарской обл., КРСО имеет расчетные счета?».

Однако ни Серова, ни кто-либо из ее подчиненных не смогли дать внятных комментариев по этому поводу. В то же время источник, знакомый с ситуацией в КРСО, дал понять, что упоминание о деньгах, канувших в ВСБ, нежелательно для корпорации.

Почему в КРСО не хотят разговаривать о том, что волнует губернатора Николая Меркушкина (в начале марта глава региона подчеркнул, что правительство сделает все возможное, чтобы вернуть средства бюджета, оставшиеся в рухнувших осенью банках), — вопрос риторический. Ведь, по логике, корпорация должна всячески содействовать государственным органам власти, выступающим ее учредителями. К примеру, добиться своего попадания в реестр требований кредиторов ВСБ. Ну и, разумеется, сопровождать действия, направленные на возврат средств, официальными сообщениями. Чтобы ни у кого не возникло повода говорить о бездействии руководства КРСО.

Похоже, что из-за затянувшегося молчания реальное финансовое положение КРСО получится оценить только после опубликования годовой бухгалтерской отчетности общества за 2013 г., которое должно случиться не позднее конца марта. Не исключено, что корпорация вынуждена будет показать убытки, что на фоне прибыли 2012 г. совету директоров вряд ли понравится. Убыточность, как правило, отличный мотив для запланированных заранее кадровых решений в отношении исполнительных органов. Причем, если прогноз сбудется, выводы могут последовать не только в отношении Серовой, но и всех ее заместителей.

По мнению источников редакции «Хронографа», ситуация вокруг кресла гендиректора КРСО сегодня такова, что на годовое общее собрание акционеров общества в июне т. г. помимо прочих вопросов вполне может поступить инициатива о досрочном прекращении полномочий Серовой.

Решение о сложении полномочий гендиректором принимает совет директоров. Он же, согласно уставу КРСО, выбирает новый единоличный исполнительный орган. Причины ожидающейся ротации, кроме вышеуказанных, могут состоять в необходимости нахождения принципиально иного человека у руля ряда инвестиционных проектов, которыми КРСО занимается уже достаточно долго и с большими затратами, но без ощутимых успехов. Кроме того, не стоит пренебрегать и близостью Серовой к лоббистам холдинга «Волгопромгаз». Тенденция такова, что их мало-помалу удаляют от власти.

Если Серова действительно имеет предпосылки к тому, чтобы готовиться к оставлению своего поста, то ее наверняка беспокоит вопрос преемственности с целью сохранения влияния на основные направления деятельности КРСО. И тут нужно учитывать следующее. Из отчета КРСО по итогам 2012 г. видно, что среднесписочная численность сотрудников корпорации составляла 27 человек, расходы на зарплату которых достигли 16,166 млн р. Т.е. в среднем за месяц в течение 2012 г. один сотрудник КРСО зарабатывал без малого 50 тыс. р. Понятно, что кто-то получал больше, кто-то меньше. Речь о другом. Весь штат на протяжении 5,5 лет существования КРСО формировался исключительно под Серову (согласно уставу, совет директоров не имеет права вмешиваться в руководство текущей деятельностью корпорации, осуществляемой гендиректором), исправно получал зарплату, пользовался соцобеспечением и прочими привилегиями. А значит, даже если заменить всю верхушку КРСО, лояльные Серовой исполнители все равно сохранят за собой второстепенные, но оттого не менее важные должности, в т.ч. по финансовой части. Соответственно, отставкой руководства здесь вряд ли стоит ограничиваться.