Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (496) | 17 марта 2014г.
 

Хаос неизбежен

Инициатива федеральных законодателей дала самарским политикам новый ориентир для подготовки к выборам 2015 года.

Егор Кошеров

11 марта в Государственную думу РФ поступил законопроект о внесении изменений в ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ФЗ №131). К маю, скорее всего, эти инициативы будут приняты. Изменения подразумевают полную отмену избрания глав крупных городов путем всенародного голосования. Речь в данном случае идет о городских округах, в которых предусмотрено деление на внутригородские районы. Эта тема на прошлой неделе стала предметом ожесточенных дискуссий в кулуарах власти региона. В сентябре 2015 г. в Самаре должны будут пройти выборы в местные органы власти, которые будут формироваться по совершенно новому принципу. Основная борьба развернется между группой Георгия ЛИМАНСКОГО и представителями холдинга «Волгопромгаз». Получив окончательные ориентиры, они могут уже сегодня начать подготовку к выборам. Эта работа может полностью лишить их интереса к нынешней ситуации в городе. Если это произойдет, то Самара может вскоре погрузиться в политический, а затем и административный хаос.

Дробление ответственности

Ныне действующим политическим фигурам крайне важно сохранить свои места, в частности, в представительных органах местного самоуправления (МСУ). В частности, в Самаре, учитывая, что главу города в случае утверждения законопроекта будут назначать из состава Думы г.о. Самара (ДГОС), а состав гордумы сформируется из делегатов от выборных представительных органов внутригородских районов, чиновники и депутаты сосредоточатся на подготовке плацдарма для своего избрания в районные думы. В таких условиях о решении актуальных для города вопросов можно будет забыть. Начнем по порядку.

В числе авторов законопроекта о реформе МСУ десять депутатов Госдумы РФ и один член Совета Федерации. В своей пояснительной записке к этому законопроекту они утверждают: «В таких крупных мегаполисах слабо контролируемая городским сообществом общегородская муниципальная власть, имеющая значительные материальные и финансовые ресурсы, отдалена от населения, поэтому нередко оказывалась малоэффективна для обеспечения жизнедеятельности населения, а деятельность власти сопровождалась коррупционными скандалами, имели место случаи нецелевого использования бюджетных средств, сомнительной приватизации муниципального имущества и т.д.».

Подводя такое обоснование, авторы законопроекта предлагают распространить в отношении крупных городов двухуровневую модель организации местного самоуправления. Для этого планируется ввести два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Создание таких городских округов и внутригородских муниципальных образований будет осуществляться законами соответствующих субъектов РФ. Т. е. для г. о. Самара и его девяти внутригородских районов соответствующие законы предстоит утвердить Самарской губернской думе (СГД). Причем вопросы местного значения, источники доходов местных бюджетов, состав муниципального имущества городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов также планируется разграничивать законами субъектов РФ.

Районы в приоритете

Авторы законопроекта также предусмотрели новый порядок избрания глав городских округов с внутригородским делением на районы. «Главу этого городского округа избирать из состава представительного органа данного городского округа, который будет исполнять полномочия его председателя. Глава местной администрации будет назначаться на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом городского округа с внутригородским делением», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Там же сказано и о предлагаемом новом порядке избрания представительного органа такого городского округа (для Самары это ДГОС): «Представительный орган городского округа с внутригородским делением предлагается формировать из состава представительных органов внутригородских районов. При этом норма представительства депутатов внутригородского района во впервые формируемом представительном органе соответствующего городского округа будет определяться законом субъекта РФ».

Следовательно, после утверждения внесенного в Госдуму законопроекта состав ДГОС больше не будет формироваться путем всенародного голосования. Жители Самары смогут участвовать лишь в избрании депутатов в думу своего района. В законопроекте одновременно предлагается уточнить перечень вопросов местного значения для внутригородских районов. Вот как об этом говорится в документе: «К вопросам местного значения внутригородского района относятся: 1) формирование, утверждение, исполнение бюджета внутригородского района и контроль за исполнением данного бюджета; 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 4) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах внутригородского района;...». Всего 13 вопросов.

Несомненно, что этот законопроект пройдет все процедуры утверждения в наикратчайшие сроки. В пользу такой перспективы говорит ряд факторов. С одной стороны, стремительному изменению всей ныне действующей в стране системы местного самоуправления будет благоприятствовать политико-экономический фон, который сегодня сформирован на территории РФ ввиду нагнетания напряженности вокруг событий на Украине и их последствий. С другой стороны, законопроект был внесен в Госдуму депутатами фракций партий «Единая Россия» и ЛДПР. Голосов депутатов этих двух фракций в Госдуме достаточно для прохождения этого законопроекта даже при условии несогласия с ним всех остальных депутатов.

Валерий Троян сегодня наилучшим образом подготовлен к возвращению в администрацию Самары
Валерий Троян сегодня наилучшим образом подготовлен к возвращению в администрацию Самары

Высока вероятность, что уже в мае изменения в ФЗ № 131 вступят в законную силу. Следовательно, в Самаре уже летом должна стартовать серьезная работа по изменению устава городского округа.

Зашевелились

Учитывая то обстоятельство, что большую роль в формировании состава ДГОС, а значит, и подборе кандидатур для выборов будущего главы города сыграют внутригородские районные думы, уже сегодня все мысли потенциальных кандидатов в депутаты этих органов власти заняты предстоящими выборами. В частности, на прошлой неделе в ДГОС прошло несколько комитетов, все члены которых, казалось, думали не о работе по повестке, а прикидывали в уме, как переизбраться при новой системе. Те депутаты, которые не входят в состав прошедших комитетов, либо вообще отсутствовали в стенах ДГОС, либо приезжали посовещаться с коллегами по поводу новой федеральной инициативы. Схожие брожения можно было наблюдать и в самарской мэрии.

Многие чиновники высшего и среднего звена сейчас наверняка склонны представлять себе попадание в районные думы как трамплин для дальнейшего трудоустройства в администрацию. Подобные перемещения уже можно было наблюдать во времена, когда главой Самары был Виктор Тархов (2006-2010 гг.). При нем сразу несколько депутатов ДГОС совмещали свои обязанности с обязанностями руководителей муниципальных предприятий. По новым правилам глава района будет избираться из состава депутатов районной думы. Чтобы попасть в ДГОС, опять же надо будет для начала стать депутатом районной думы. Да и выбраться в районную думу будет значительно проще, ведь округа будут заметно меньших размеров, чем при выборах в ДГОС. Проблема будет в одном: для гарантии своего продвижения после успешных выборов в районную думу надо идти туда целой командой, а это куда более сложная во всех отношениях задача. Шансов будет больше у тех, кто уже сегодня начнет подготовительную работу.

На этом фоне можно ожидать, что в ближайшее время заниматься вопросами местного значения, такими как ремонт дорог, ЖКХ, благоустройство и др., будет просто некогда. Какой смысл вкладываться в то, что завтра уже не будет иметь былого смысла. Поэтому сегодняшние рутинные дела у чиновников и депутатов могут отойти на второй план. Ведь им предстоит проделать очень серьезную работу на своих округах, дабы быть избранными во внутригородские думы. План может быть такой: налаживание отношений с местными администрациями, введение своих людей в участковые избирательные комиссии, умасливание представителей ТОС и различных общественных организаций. На последнем должен быть сделан особый акцент.

Ожидается прохождение в районные думы большого количества провокаторов, общественников и соцработников на деньги того обеспеченного депутата, которого потом они будут должны двинуть выше — в думу городского округа. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию в Красноглинском р-не Самары. Одним из локомотивов здесь окажется нынешний депутат ДГОС по округу № 32 Олег Комаров. В местной администрации у Комарова есть Евгений Желнин, который к тому же почему-то до сих пор записан председателем ТИК. Общественников и прочих элементов, готовых делегировать Комарова в городскую думу, в будущей районной думе тоже может оказаться более чем достаточно. Весь вопрос в нынешней платежеспособности Комарова. Ведь общественники часто меняют свое мнение в зависимости от того, кто их финансирует.

Впрочем, главными претендентами на попадание в представительный орган городского округа станут те, кто находится под влиянием холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ) и экс-мэра Самары Георгия Лиманского. Газовики традиционно будут рассчитывать на лояльность Участковых избирательных комиссий (УИК), которых должно стать в разы больше, и пользоваться административным ресурсом на местном уровне. Велика вероятность, что от ВПГ ключевую, координирующую роль в предстоящих процессах будет играть Анатолий Афанасьев, управляющий директор ООО «Управляющая компания холдинга «Волгопромгаз». Для этого у него есть все -заметная должность в самарском региональном отделении (СРО) партии «Единая Россия» (ЕР), финансовый ресурс ВПГ, опыт подобного рода работы на предыдущих выборах в Самаре.

На стороне же Лиманского — общественники, в среде которых он популярен до сих пор. В отдельных районах люди Лиманского сохранили себя также в администрациях и УИК. Этот механизм отложенного действия может сработать как раз на предстоящих выборах. Не стоит забывать и о том, что команда Лиманского имеет широкое представительство в рядах ЕР. Более того, у команды Лиманского даже имеется подготовленный во всех отношениях кандидат на должность будущего председателя Думы г.о. Самара, который по обновленному законодательству будет также выполнять функции главы г.о. Самара. Это Валерий Троян, нынешний заместитель председателя Самарской губернской думы. При грамотной работе команды Лиманского модераторам от ВПГ будет сложно что-либо противопоставить перспективе продвижения Валерия Трояна. Тем более сегодня команда Лиманского в отличие от группы ВПГ имеет некую фору. Людей Лиманского рядовой избиратель сегодня совершенно не ассоциирует с действующей муниципальной властью Самары. Это большое преимущество, т.к. на выборах любого уровня проще всего заниматься критикой действующей власти. Более того, в пользу команды Лиманского сегодня играет время. Основной массе людей свойственно чувство ностальгии. Оно лишь усиливается со временем. Мало кто сегодня вспомнит что-либо плохое, случившееся в период, когда главой Самары был Лиманский. А ведь именно в то время Троян вошел в большую региональную политику. Он был первым заместителем главы администрации Самары.

В первом приближении предполагается, что от Лиманского в гордуму из разных районных дум двинется следующая команда: сам Георгий Лиманский, зампредседателя СГД Валерий Троян, экс-глава администрации Самары Николай Колесников, экс-депутат ДГОС Михаил Анисимов, экс-руководитель горизбиркома Сергей Никологорский, экс-руководитель МП «Благоустройство» Владимир Василенко, гендиректор ЗАО «ПЖРТ Промышленного р-на» Анатолий Штейнберг, экс-первый замглавы городской администрации Анатолий Мащелкин и ряд персон из числа «меньшевиков» ДГОС образца 2004 г. Особняком стоят кандидатуры начальника ФКУ «Поволжуправтодор» Романа Залесинского, бенефициара ГК «Амонд» Ростислава Хугаева и девелопера Виктора Суркова. В свете мероприятий по подготовке к проведению в 2018 г. в Самаре матчей Чемпионата мира по футболу «пролиманская» дума способна обеспечить первым двум выгодные подряды по дорожному строительству и строительству сооружений, а Суркову — новые площадки для освоения в непосредственной близости от стадиона.

Как бы то ни было, но кураторам политических процессов от ВПГ придется не просто. Цикличность процессов на данном временном интервале явно не в их пользу. Оказавшись в конце 2010 г. на подъемной части волны, сегодня перед ними может встать задача сохранить этот тренд, не дать волне пойти на спад.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Минахмет ХАЛИУЛЛОВ, депутат Думы г. о. Самара

- Я считаю, что этот вариант приемлем, и это не говорит о том, что вертикаль власти укрепляется. Чем в принципе у нас занимается районная администрация? У них практически нет финансов, внебюджетные счета им закрыли, какие-то постановления, даже связанные с потребительским рынком, главы районных администраций не подписывают. При этом аппарат районных администраций растет и растет. Я не понимаю этого роста и какие функции они там выполняют. Я помню, как раньше в районных администрациях была дирекция единого заказчика, которая полностью осуществляла контроль над ЖКХ. Сейчас этого нет, т.к. созданы управляющие компании и жители вправе сами выбрать форму управления. Поэтому многие функции районных администраций сократились, а штат остался прежним. Необходимо сокращать штат. Если будет сити-менеджер, который не справляется со своими обязанностями, его можно уволить. Мэра, который избирается на 5 лет, просто так не уберешь. В итоге будут решать жители, которые могут сказать: «А зачем нам такой сити-менеджер, когда дороги плохие, снег не убирается, сосульки падают на головы людей? Мы сможем заменить такого сити-менеджера и нанять хозяйственника».

Александр ФЕТИСОВ, председатель Думы г. о. Самара

- Данный законопроект сохраняет возможность существования и нынешней выборной системы. Должны быть разработаны различные варианты, подходящие для каждого конкретного муниципалитета. У нас в запасе есть еще больше года, чтобы обсудить и избрать формат выборов, приемлемый для Самары и соответствующий менталитету ее жителей. В обсуждении законопроекта в Государственной думе примут непосредственное участие депутаты от нашего региона. 11 марта комитет Госдумы по местному самоуправлению принял решение направить проект в регионы для подготовки отзывов и предложений. Окончательное решение должно быть принято на основе пожеланий горожан. Для этого существуют различные способы изучения общественного мнения. До этого момента дума продолжит свою работу в привычном режиме. В ее действующем составе — преимущественно эффективно работающие депутаты. Если деятельность депутата на данной конкретной территории устраивает граждан, то они изберут его снова, какой бы ни была избирательная система. Кроме того, в течение последних двух лет в Самаре сделаны существенные шаги по расширению полномочий районных администраций и их финансовому подкреплению. Речь идет о решении первоочередных вопросов, касающихся благоустройства территорий. Принятые меры помогают решать их более оперативно, качественно и адресно.

Дмитрий МИКЕЛЬ, председатель Думы г.о. Тольятти

- В случае изменения Федерального закона (ФЗ) № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и принятия на его основе соответствующих законов Самарской обл. Устав г.о. Тольятти будет действовать в части, не противоречащей вышеуказанным законам, и подлежит приведению в соответствие с вышеназванными нормативными правовыми актами. В случае принятия изменений в ФЗ № 131... формирование исполнительного органа (администрации) и представительного органа внутригородских районов Тольятти будут проходить по новым принципам. Это коснется в первую очередь порядка назначения руководителя администрации и избрания главы внутригородского района. В связи с вышеизложенным считаю, что в настоящее время отсутствует целесообразность проведения кадровых перестановок в органах местного самоуправления г.о. Тольятти. В случае изменения ФЗ № 131 предстоит большая работа по организации перехода на наиболее эффективную и результативную схему формирования управления органов местного самоуправления. Поэтому обсуждение поставленного вами вопроса считаю преждевременным.