Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (741) | 17 февраля 2020г.
 

Скелеты Петрикова

Суд прикрыл стокхолдера СУТЭК умершим товарищем

Егор Кошеров

3 февраля Арбитражный суд Самарской обл. раскрыл мотивы, по которым конкурсному управляющему АО «СУТЭК» было отказано во взыскании убытков с Андрея ПЕТРИКОВА (на фото слева) и его партнеров, известных как «Группа ЖП». Зачисленного в 2015 г. в депутаты думы г.о. Самара (ДГОС) Петрикова могло выгородить то, что выдававший ему доверенности на совершение сомнительных действий Сергей ТАЛАЛАЕВ скончался. Накануне выборов 2020 г. Петрикова все больше воспринимают как члена «команды созидания» губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая МЕРКУШКИНА. Бывшие коллеги депутата по холдингу «Волгопромгаз» (ВПГ) удивятся, если узнают, ценой каких еще «скелетов в шкафах» Петрикову удалось встроиться в ряды действующей власти.

Завеса Теплопрома

Решение конкурсного управляющего СУТЭК (Самарская управляющая теплоэнергетическая компания. –Прим. ред.) Олега Бабкина взыскать убытки с ООО «УК «Регион-ТеплоЭнерго» (РТЭ), а также c Павла Жичкина, Андрея Петрикова и Михаила Морковского исходило из выводов налоговой инспекции об отношениях СУТЭК в 2011-2013 гг. с ООО «Теплопром» с ИНН 6313132920.

С Теплопромом в исследованном периоде СУТЭК заключила договоры субподряда по монтажу 1394 приборов учета в 697 домах Куйбышевского р-на г. Самары. Для этого Теплопрому было перечислено свыше 284 млн р., хотя реальная стоимость затрат на установку счетчиков, по оценке конкурсного управляющего, не должна была превысить 1,394 млн р.

Вступившими в законную силу судебными актами по арбитражному делу №А55-10895/2016 установлено, что Теплопром был создан и действовал в интересах СУТЭК в целях получения последним «необоснованной налоговой выгоды». «Учредители ООО «Теплопром» -управляющий ЗАО «СУТЭК» Петриков А. Г. и главный инженер ЗАО «СУТЭК» Королев В.А., что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ. Впоследствии они заменены на других физических лиц, один из которых также является сотрудником ЗАО «СУТЭК». Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют, что ООО «Теплопром» было создано лицами, имеющими непосредственное отношение к деятельности ЗАО «СУТЭК», и на протяжении всего периода существования имело в составе своих участников лиц, которые работали в ЗАО «СУТЭК», — говорится в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда (11 ААС) от 19 декабря 2016 г.

За совершение налогового правонарушения (неполная уплата НДС и налога на прибыль) СУТЭК в 2016 г. начислили недоимку в размере 67,62 млн р., которую она погасила принудительно, а также пени в размере 18,5 млн р. и штраф в размере 8,8 млн р. (см. «Хронограф» №24 (634) от 24.07.17).

Конкурсный управляющий, полагая, что реальных хозяйственных отношений между СУТЭК и «Теплопромом» не было, а транши на сумму 284 млн р. были не чем иным, как выводом денежных средств с целью их последующего обналичивания, рассчитал убытки так. Из отправленных в Теплопром денег он вычел реальную стоимость затрат на счетчики и прибавил пени и штраф от налоговой службы. Всего получилось почти 310 млн р.

РТЭ было привязано к сделкам с Теплопромом на том основании, что в период с 1 января 2011 г. по 1 февраля 2015 г. обладало полномочиями единоличного исполнительного органа СУТЭК. В итоге с РТЭ были взысканы пени и штрафы в сумме 27,3 млн р. как возникшие вследствие ненадлежащего ведения управляющей организацией бухучета и уплаты налогов. Довод о взыскании 284 млн р. за вычетом 1,394 млн р. суд отклонил. «Сам факт перечисления денежных средств в пользу ООО «Теплопром» не свидетельствует об их выводе при наличии установленной цели совершения указанных действий (завышение расходов по налогу на прибыль и на получение налогового вычета)», — поясняется в определении от 3 февраля в рамках арбитражного дела №А55-32949/2017.

Генерального директора РТЭ Павла Жичкина суд «простил», поскольку в период с августа 2011 г. по февраль 2013 г. тот работал в министерстве энергетики и ЖКХ Самарской обл., передав свою долю в уставном капитале РТЭ в доверительное управление ЗАО «ИК «Газинвест». «С 30 августа 2011 г. по 11 февраля 2013 г. гендиректором РТЭ являлся Талалаев Сергей Николаевич (в настоящий момент умерший), что также свидетельствует об отсутствии подконтрольности организации Жичкину П.П.», — заступился за бывшего чиновника суд.

Также было отмечено, что, пока не исчерпаны возможности по взысканию убытков с действующего в настоящий момент юрлица РТЭ, привлекать Жичкина как физлицо за причиненный вред преждевременно (!).

Без контроля и согласования

У Петрикова и Морковского шансы на спасение от взыскания убытков в пользу СУТЭК были не выше, чем у Жичкина. С 6 мая 2005 г. (момента регистрации) по 28 мая 2006 г. Петриков наравне с Владимиром Королевым владел 50% долей в капитале Теплопрома. При этом с 20 мая 2003 г. по 31 августа 2011 г. Петриков занимал в СУТЭК должность под названием «управляющий». С 1 сентября 2011 г. Петриков перешел на должность заместителя Жичкина в РТЭ. На смену Петрикову заступил Морковский. «Управляющим» СУТЭК и по совместительству «первым заместителем управляющего» он являлся с 1 сентября 2011 г. по 13 марта 2012 г. И Петриков, и Морковский подписывали договоры с Теплопромом по доверенности. Благодаря этим договорам в 2011 г. доля выручки Теплопрома, полученная от СУТЭК, составила 94,5% (примерно 174,4 млн р.), в 2012 г. — 76% (около 113 млн р.).

Конкурсный управляющий указывал на наличие в трудовых договорах с Петриковым и Морковским прав и обязанностей единоличного исполнительного органа СУТЭК. Однако суд нашел, что акционеры СУТЭК не принимали решения о передаче данным менеджерам функций единоличного исполнительного органа, полномочий действовать от имени СУТЭК без доверенностей Петриков и Морковский не имели. «Совпадение наименования «управляющий» не дает оснований для привлечения его к ответственности за убытки, поскольку данная должность не предполагает исполнения функций единоличного исполнительного органа», — защитил суд, в частности, Петрикова. О его работе в должности замгендиректора РТЭ было сказано, что ответственность за убытки, причиненные обществу, не распространяется на лиц, занимающих должности заместителей и не выполняющих функции единоличного исполнительного органа.

Самые показательные выводы последовали в ответ на заявление конкурсного управляющего и одного из кредиторов — АО «Куйбышевский НПЗ» — о подконтрольности и согласованности действий ответчиков. С точки зрения суда все должно трактоваться так: «Факт заключения Петриковым и Морковским договоров с Теплопромом на основании доверенности, выданной РТЭ, равно как и подписание актов выполненных работ, не может свидетельствовать о согласованности действий. О подконтрольности субъектов не свидетельствует факт приема на работу одним из них другого» (по-видимому, речь идет о найме с одобрения Жичкина в РТЭ Петрикова и Морковского в качестве управляющих СУТЭК. – Прим. ред.). «Доверенности, выданные в 2012 г., подписаны не Жичкиным П.П., а Талалаевым С.Н. Доказательств фактической и юридической аффилированности Жичкина П.П. с Талалаевым СИ., как и с Морковским М.Н., Петриковым А. Г. не представлено», — определил суд в завершение своего анализа ситуации.

Перебежчику не привыкать

Пока конкурсный управляющий думает, как вывести из схемы ушедшего из жизни партнера Группы ЖП, чтобы обжаловать отказ во взыскании убытков с других членов Группы, можно заняться доказыванием их аффилированности.

Жичкин, Талалаев, Петриков, Морковский, Максим Подлесный и Александр Смородин в начале 2000-х гг. были делегированы управлять теплоэнергетической отраслью Самарской обл. с подачи на тот момент генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Самара» (ГМС) (1997-2019 гг.) и одного из основателей холдинга ВПГ Андрея Кислова. «Наши интересы в то время совпали с интересами Газпрома, который начал реализацию проектов в сфере теплоэнергетики в ряде российских регионов. Самарская обл. стала одним из первых, — вспоминал позднее это замечательное событие Жичкин. — Так, с местными органами власти были заключены соглашения о реорганизации системы теплоснабжения, местные теплотрассы и котельные были переданы сначала в краткосрочную, а затем и в долгосрочную аренду» (см. «Хронограф» №27 (471) от 02.09.13).

Все арендованное имущество поступило в управление РТЭ. Эту УК, получив долю в размере 50%, возглавил Жичкин. Вторым участником РТЭ с долей в 50% стал Сергей Талалаев. Им он продолжает числиться до настоящего момента, несмотря на то что умер. Видимо, кто-то еще не до конца извлек выгоду из прямой аффилированности Жичкина и Талалаева.

При Кислове — гендиректоре ГМС — Жичкин также возглавил компанию ООО «Самарапромресурс» с ИНН 6314017535 (СПР). Этому образованию все еще принадлежит 19% в уставном капитале ГМС, несмотря на уход Кислова (см. «Хронограф» №28 (721) от 09.09.19). СПР, похоже, живет сегодня за счет дивидендов от участия в капитале ГМС: операционные доходы общества при нулевой выручке в 2017 г. составили 63,8 млн р., в 2018 г. -49,6 млн р. Они тут же перетекли в чистую прибыль.

Во времена внутриминистерской карьеры Жичкина у руля СПР и в составе учредителей СПР его подменял все тот же Талалаев. С апреля 2013 г. Жичкин вернулся в СПР, опять став генеральным директором и владельцем этого актива. С августа 2019 г. Жичкина в участниках СПР сменил Алексей Роменский.

В декабре 2017 г. со стартом процедуры банкротства СУТЭК все ключевые менеджеры должника во главе с Подлесным, Морковским и Смородиным благодаря Кислову оказались в МП г.о. Самара «Инженерная служба» (ИС). ИС распоряжается котельными и тепловыми сетями, переданными самарским муниципалитетом СУТЭК, на праве хозяйственного ведения. Подлесный работает директором ИС, Морковский — его замом по общим вопросам, Смородин — замом по производству.

Отколовшимся от этой команды теплоэнергетических спецов ВПГ выглядит разве что Андрей Петриков. В феврале 2015 г. он вместе с Жичкиным начал реализовывать полномочия единоличного исполнительного органа СУТЭК в пришедшей на смену РТЭ управляющей компании ООО «Газпром Теплоэнерго Самарская обл.» с ИНН 6317103951 (ГТЭСО). ГТЭСО через АО «Газпром Теплоэнерго» попало под контроль ПАО «Газпром» и его дочерних региональных подразделений, реализующих газ корпоративным клиентам, в т.ч. ГМС (см. «Хронограф» №22 (550) от 29.06.15). В это время губернатор Николай Меркушкин вместе с генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз» (2003-2019 гг.) Кириллом Селезневым был полностью погружен в корректировку схемы газоснабжения Самарского региона с целью исключения из нее такого опорного актива ВПГ, как ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК) (см. «Хронограф» №22 (674) от 16.07.18). Наблюдатели склоняются к мнению, что Петрикову на ниве сотрудничества с Газпромом в тот непростой для СВГК, да и ВПГ в целом, период удалось приблизиться к Меркушкину. Отношения между бывшим менеджером Андрея Кислова и главой Самарской обл. поначалу вряд ли выглядели безоблачными. По одной из версий, для их отладки Петрикову даже могло понадобиться сдать кого-то из своих коллег по ВПГ.

Косвенным свидетельством в пользу версии о перебежке Петрикова в лагерь политического противника является сохранение за ним должности в ГТЭСО после того, как уволенного Жичкина в июле 2017 г. сменил представитель Газпрома Андрей Тимофеев. К этому моменту Петриков уже два года «трудился» депутатом ДГОС. В представительный орган он был избран в ходе т.н. «реформы МСУ им. губернатора Н.И. Меркушкина», примкнув к партии «Единая Россия» (ЕР). За глаза Петрикова стали называть не иначе как членом «команды губернатора» либо участником «команды созидания» все того же Меркушкина (см. «Хронограф» №1 (737) от 20.01.20). Некоторые из тех, с кем он начинал в ВПГ, могли брезгливо покрутить пальцем у виска.

С трудом верится, что вчерашний член политической команды Меркушкина Петриков накануне выборов депутатов в райсоветы Самары, которые должны пройти 13 сентября 2020 г., осознает сложность и многогранность задач, поставленных федеральным центром перед новым лидером Самарского регионального отделения (СРО) ЕР — губернатором Дмитрием Азаровым.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.