Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (181) | 23 апреля 2007г.
 

Виктор Попов:

Саммит пройдет, а дороги останутся

Егор Кошеров

Процесс реорганизации муниципального учреждения (МУ) «Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи» в муниципальное предприятие (МП) «Департамент ЖКХ» вызвал многочисленные вопросы со стороны как поставщиков энергоресурсов, так и со стороны населения. Теперь реорганизация уже закончена, о новых формах работы департамента и стоящих перед ним задачах корреспонденту «Хронографа» рассказал директор МП «Департамент ЖКХ» Виктор ПОПОВ.

- Виктор Иванович, как известно, тема ЖКХ была и остается наиболее насущной как для муниципалитета, так и для каждого жителя Тольятти. В прошлом году было принято волевое политическое решение об организации в Тольятти объединенной энергетической компании. Параллельно с этим начался процесс реорганизации учреждения в предприятие. Т. е. в предыдущем году были заложены те ключевые моменты реформирования отрасли, которые будут определять политику муниципалитета в сфере ЖКХ на ближайшие годы. В связи с этим несколько вопросов. Во-первых, зачем потребовалось проводить реорганизацию учреждения и, во-вторых, в чем заключается принципиальное отличие созданного предприятия?

- Основная проблема, с которой сталкивался департамент за все время своего существования, — это отсутствие средств в первом квартале каждого нового года. Каждый раз в этот период департаменту приходится рассчитываться с поставщиком энергоресурсов по новым тарифам, а это огромные суммы. Учитывая то, что население в начале года по разным причинам остается должником департамента, у нас образуется весьма ощутимый финансовый провал. Поэтому многие муниципальные образования закладывают на этот период кредиты. Или платят проценты по тем кредитам, которые берут управляющие компании, занимающиеся поставкой энергоресурсов. Для департамента в этом случае существовала одна проблема, которая мешала нам избежать таких финансовых провалов. Как муниципальное учреждение мы не могли кредитоваться.

Что касается источников погашения кредита, то здесь схема следующая. Когда происходит оплата за отопление по 1/12, то получается, что в тот период времени, когда нет отопительного сезона, население все равно платит за отопление, и поэтому средства, взятые в кредит, удается вернуть. Т. е. удается компенсировать тот разрыв, который происходит в январе, феврале, марте и апреле. А муниципалитет компенсирует проценты.

Ко всему прочему, в нашей компетенции вопросы, которые связаны с работами аварийного характера. Нетрудно догадаться, что в подобных случаях бывает необходимо срочно принять решение. Для этого опять-таки нужны источники финансирования. В условиях, когда бюджет уже сверстан, оперативно изыскать их достаточно сложно. Опять возникают вопросы, связанные с кредитованием. Поскольку МУ не может кредитоваться, подобные вопросы нельзя было решить своевременно. И если вы помните, когда на соответствующих комиссиях в Тольяттинской городской думе обсуждался этот вопрос, было решено преобразовать муниципальное учреждение в муниципальное предприятие. Если говорить о том, от кого исходила инициатива реорганизации, то здесь необходимо отметить, что это было совместное решение мэрии и департамента, подкрепленное одобрением представительного органа власти.

В настоящее время на базе 8 муниципальных предприятий (ЖЭКов) и кадров учреждения создано и успешно функционирует МП «Департамент ЖКХ». МУ ликвидируется. Другими словами, предприятие осуществляет функции по эксплуатации тех же самых объектов, используя квалифицированные кадры и персонал учреждений и объединенных эксплуатационных предприятий. В настоящий момент управленческие функции осуществляет управление жилищно-коммунального хозяйства при мэрии, а выполнение оперативных и эксплуатационных функций — департамент ЖКХ.

В его структуре создан аварийно- ремонтный участок, позволяющий в сжатые сроки решить проблемы жителей. В дальнейшем выполнять функции городского заказчика планируется посредством конкурса. По конкурсу предприятие может выполнять те задания, которые находятся в нашей компетенции, т. к. в МП имеются соответствующая материально- техническая база и кадры. Предприятие в настоящий момент имеет все необходимые для этого лицензии по видам деятельности.

- Возможность кредитоваться -это, безусловно, большой плюс. А какие минусы в подобной структуре, как МП?

- Понятно, что есть плюсы и минусы. Минусы в большей степени связаны с недостаточностью ремонтной базы. Применение новых технологий при ремонте требует технического переоснащения. Над этим нам предстоит активно работать. Кроме того, МП предполагает несколько иные схемы сотрудничества, например, с поставщиками. Но все эти вопросы будут решаться в рабочем порядке. Я считаю, что мы справимся. Однако самый главный для нас вопрос кредитования мы уже сняли. У предприятия в настоящий момент долгов нет. Есть долги у населения перед МП.

В ближайшее время будет решаться вопрос о выделении дополнительных кредитов на реконструкцию и строительство дорог. В этом году как такового источника нет, но вопрос, если вы знаете, требует незамедлительного решения.

- Позволит ли это отойти от локального, ямочного ремонта дорог? И вообще какого подхода к ремонту дорожного полотна сейчас придерживается департамент?

- Нет, не позволит. Однако в Тольятти появятся дороги, которые будут находиться в хорошем техническом состоянии. В настоящий момент мы просим 600 млн. р. Для того чтобы привести дороги в удовлетворительное состояние, требуется порядка 1 млрд. 200 млн. р. в год. При соблюдении в дальнейшем технологии их содержания. Кроме того, следует разделять понятия «ремонт» и «реконструкция дорог». Здесь разные задачи и разные затраты. Если речь идет о ремонте дорог, то он включает в себя лишь замену верхнего покрытия, т. е. около 5-6 см. Если говорить о реконструкции, то это замена всех слоев дорожного полотна: от основания до покрытия. В последнее время нагрузка на дороги увеличилась приблизительно в 3-4 раза. О чем это говорит? О том, что ремонт дорог хотя и решает определенные проблемы, но в основной массе все-таки требуется реконструкция. Кроме того, у нас сейчас возникает проблема пробок. Это свидетельствует о том, что к вопросам развития дорожной сети следует подходить комплексно. А комплекс мероприятий, которые следует проводить, -это в первую очередь реконструкция дорог, расширение существующего дорожного полотна плюс строительство развязок. К концу этого года должен быть определен перечень мероприятий, которые необходимо провести, ключевые моменты, с которых нужно начинать. Будет определен перечень дорог, которым требуется капитальный ремонт, и те участки дорог, где требуется реконструкция. Сейчас мы рассматриваем те участки дорог, где требуется замена оснований. Например, в Центральном р-не. Суть работы такова -необходимо полное вскрытие дорожного полотна и замена основания дороги (песчаного, щебеночного, бетонного). Для столь масштабных работ требуются дороги-дублеры. И эти варианты нами тоже рассматриваются.

- Вписываются ли те мероприятия, о которых вы сейчас упомянули, в так называемую дорожную программу, разработанную в свое время специалистами МУ «ДЭ, ЖКХ и С»?

- Дорожная программа разрабатывалась нами, когда еще не было столь масштабных проблем. Она включает в себя комплекс мероприятий, которые необходимо выполнить для того, чтобы решить существующие проблемы, плюс учитывает перспективы на ближайшие 15 лет. Были созданы паспорта дорог. Вся программа разделена на несколько этапов. Первый этап включает в себя разрешение самых насущных проблем в области дорожного хозяйства. Причем перечень мероприятий первого этапа прошел целый ряд консультаций и согласований со специалистами.

Я думаю, что финансирование подобной программы должно проходить из бюджетов всех уровней: и федерального, и областного, и городского. Потому что решить столь большое количество задач исключительно силами муниципального бюджета просто нереально — всегда будет риск, что часть мероприятий просто не будет выполнена.

При этом не следует забывать, что стоимость материально-технических ресурсов постоянно растет, и суммы, выделяемые из местного бюджета, не дадут выраженного эффекта развития дорожного хозяйства.

- Что еще мешает качественному, своевременному ремонту дорог?

- Проблема №1 — это то, что в России нет хороших, качественных битумов. В Тольятти в настоящий момент действуют два асфальтовых завода, но они используют компоненты, которые имеются в наличии. Хотя их технология производства позволяет использовать более совершенные битумы. Технологии, которые используются на этих заводах, далеко не новы, например, для европейских стран. Однако к нашим условиям их пришлось несколько адаптировать. Мы ведь в основном работаем на привозных компонентах. Аналоги, которые производятся в России, к сожалению, более низкого качества. Департамент сейчас активно работает над тем, чтобы у нас в городе появились собственное оборудование и собственный завод битумных эмульсий.

- Самая обсуждаемая в этой связи тема — это, естественно, подготовка к саммиту "Россия — ЕС". Какие функции при этом возложены на департамент, какие объекты подлежат ремонту и в какие сроки МП намерено выполнить объем всех необходимых работ?

- В системе мероприятий по подготовке к саммиту на департамент возложена роль заказчика. Имеются в виду работы, которые необходимо провести, для того чтобы обеспечить проезд по территории Тольятти. Т. е. мы сейчас готовим дороги, делаем ограждения, дорожную разметку, освещение дорог. Что касается сроков, то мы, естественно, рассчитываем выполнить весь необходимый объем раньше срока. По нашим расчетам, а течение апреля департамент должен управиться. Хотя в сроки проведения работ погода тоже вносит свои коррективы.

Кроме того, мы приступили к ремонту фасадов зданий. Не всех, конечно. В настоящий момент ремонтируются фасады зданий в Портпоселке и Комсомольском р-не.

Не следует думать, что подобные работы проводятся исключительно в рамках саммита. Проведение саммита, конечно, внесло свои коррективы в сроки проведения работ и в перечень объектов, подлежащих ремонту, однако не следует забывать, что саммит пройдет, а дороги останутся.

- За счет каких средств сейчас проводятся работы? Поступили ли уже транши из федерального бюджета?

- Пока все работы проводятся за счет тех средств, которые были заложены на реконструкцию и ремонт дорог. Если нам эти затраты скомпенсируют, то город получит 120 млн. р. и на эти средства мы проведем другие работы по благоустройству, входящие в компетенцию департамента.

Обсудить на форуме