Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (847) | 11 июля 2022г.
 

Башмачный вопрос

Разбирательства с компанией Зотова напомнили о громкой трагедии в Сызрани

Георгий Кизельгур

23 июня подтвердилась информация об особенностях деятельности ООО «Сызраньэнергострой» Александра ЗОТОВА, которая не может не вызывать беспокойства. 42 года назад нарушения на транспорте стали причиной крупного пожара в частном секторе и гибели людей. Сейчас ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) через суд добилось той редакции договора, которая предусматривает обязание ООО «Сызраньэнергострой» произвести работы, в т.ч. связанные с повышением безопасности. Тем не менее не факт, что эти работы сразу же будут выполнены.

ООО «Сызраньэнергострой» образовано в марте 1996 г. и занимается производством общестроительных работ по возведению зданий и сооружений. Уставный капитал минимально возможный — 10 тыс. р. Единственным учредителем и директором компании ЕГРЮЛ называет Александра Зотова. Данные о нем внесены в реестр в декабре 2002 г.

ООО «Сызраньэнергострой» неоднократно являлось фигурантом судебных разбирательств. Компании Зотова предъявляли претензии не только контрагенты, но также надзорные органы и ФНС. Ей доначислялись налоговые платежи и в ее деятельности неоднократно выявлялись нарушения (см. «Хронограф» №29 (599) от 3.10.16).

Помимо всего прочего, у ООО «Сызраньэнергострой» возникали проблемы с РЖД. В 2013 г. управляющий делами ОАО «РЖДстрой» Валерий Кротков подтвердил в ответе на официальный запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф»: «Наша компания полагает, что в действиях ООО «Сызраньэнергострой» по установлению препятствий ОАО «РЖДстрой» и ряду других компаний в транзите вагонов, навязывании тарифа, экономически не обоснованного и не прошедшего соответствующего утверждения, и бездействии, выраженном в отсутствии мероприятий по утверждению тарифов, усматриваются признаки нарушения пп. 1, 3, 9, 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ №135 «О защите конкуренции». Такая ситуация приводит к срывам поставок железобетонной продукции, в т.ч. железобетонных шпал для строительства объектов железнодорожной инфраструктуры федерального значения» (см. «Хронограф» №2 (446) от 28.01.13). На тот момент речь шла о районе железнодорожной ст. Сызрань-1, хотя вопросы также возникали и по ст. Кашпир.

Станция Кашпир оказалась в центре судебных разбирательств
Станция Кашпир оказалась в центре судебных разбирательств

Ситуация на ней стала причиной нового конфликта в декабре 2021 г. Именно тогда РЖД вынуждены были обратиться в Арбитражный суд Самарской обл. с иском к ООО «Сызраньэнергострой» об обязании урегулировать разногласия.

Разногласия возникли при заключении договора №6/45 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Сызраньэнергострой» при ст. Кашпир. Компанию не устраивал ряд положений, изложенных в редакции РЖД. Но в результате суд удовлетворил иск РЖД.

Примечательно, что в отношении одного из пунктов решения сказано: «Несоблюдение требований, указанных истцом (РЖД. – Прим. ред.) в спорном пункте, может привести к случаям и инцидентам, связанным с безопасностью движения поездов и охраны труда работников ОАО «РЖД». При указанных обстоятельствах п. 21.1.1 договора №6/45 от 1 июня 2022 г. суд принимает редакцию ОАО «РЖД», поскольку соблюдение требований безопасности на железнодорожном транспорте является обоснованным».

Также в решении суда указано, что для соблюдения требований безопасности движения на железнодорожном пути ООО «Сызраньэнергострой» по договору в кратчайшие сроки обязуется произвести ряд работ. Речь идет о рассмотрении возможности оснащения места примыкания пути необщего пользования устройством, исключающим самопроизвольный выход подвижного состава на пути общего пользования.

ООО «Сызраньэнергострой» необходимо будет: «Оборудовать место хранения тормозных башмаков, провести их нумерацию и клеймения согласно установленным нормам; нанести негабаритные места согласно инструкции о порядке обслуживания и организации движения; расчистить служебный проход и установить дополнительное освещение в местах погрузки-выгрузки вагонов». ООО «Сызраньэнергострой» требовало (в своей редакции) исключить это из договора.

Все это для людей несведущих может показаться мелочью. Но в вопросах безопасности, тем более на железнодорожных объектах, мелочей не бывает. Здесь слишком велика цена ошибки, неисполнения инструкций.

Для примера можно вспомнить о роли тормозных башмаков. 20 сентября 1980 г. в Сызрани произошло крупное ЧП. Официально признано, что причиной его стало грубое нарушение правил ведения работ на железнодорожном транспорте. Ночью пробоину получила цистерна с газом, а позже произошла вспышка смеси. Огонь охватил дома пос. Машинистов. Погиб 41 сызранец, не говоря уже о тех, кто стал инвалидом, потерял зрение, лишился конечностей. Меду тем трагедии можно было избежать. Такая возможность якобы сохранялась до последнего момента, но дополнительные тормозные башмаки под цистерну поставлены не были.

Обязание ООО «Сызраньэнергострой» произвести ряд работ, пусть пока речь и идет только об урегулировании разногласий по договору, является определенным шансом повышения безопасности на железной дороге в Сызрани. Однако не факт, что эти работы сразу же будут выполнены. Не исключено, что разбирательства продолжатся в вышестоящей судебной инстанции.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Михаил БАЦАЕВ, начальник службы корпоративных коммуникаций филиала «Куйбышевская железная дорога» ОАО «РЖД»

- ООО «Сызраньэнергострой» является владельцем пути необщего пользования на основании свидетельства о государственной регистрации права от 6 июня 2007 г. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, включая ответственность за его надлежащее содержание. Контроль со стороны ОАО «РЖД» за указанным объектом осуществляется на основании Положения об организации и проведения в ОАО «РЖД» комиссионных осмотров железнодорожных станций.