Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (179) | 16 апреля 2007г.
 

Сергей Жилкин:

Гражданская позиция в итоге возьмет верх

Борис Кротов

11 марта стартовал опрос общественности с целью выяснить, поддерживают ли жители г. Тольятти позицию мэрии в земельном споре. В опросе должны принять участие несколько десятков тысяч человек. Результаты опроса должны помочь городской власти Тольятти в организации защиты против СХ ЗАО «Россия», которое при поддержке прокуроров пытается оспорить права нашего города на более чем 3 тыс. га земли, занятых в том числе жилой застройкой. И хотя о подведении итогов пока еще рано говорить, недавно появившаяся в городе инициативная группа крайне обеспокоена развитием «земельного дела». Один из членов инициативной группы Владимир ЯГУТЯН заявил корреспонденту «Хронографа»: «Считаю, что возбуждение административного производства на руководителя группы, ректора Тольяттинского государственного университета Сергея ЖИЛКИНА связано с участием его в организации собрания городской общественности, которое прошло в стенах ТГУ. Расцениваю это как давление на Сергея Федоровича и инициативную группу». Сергей Жилкин о сложившейся ситуации и о том, какое значение итоги опроса могут сыграть в земельном споре, рассказал корреспонденту «Хронографа».

- Сергей Федорович, одна из последних новостей — это, конечно, открытие на вас дела об административном правонарушении. Вы якобы не предупредили городские власти о готовящемся в ТГУ собрании общественности 5 марта. Лично вы с чем связываете появление против вас административного производства?

- Мне сказали, что мы должны были предупредить мэрию за 10 дней до проведения собрания общественности. Когда я сказал следователю, что все первые лица мэрии были на этом собрании лично и, соответственно, были в курсе о его проведении, следователь, видимо, посчитал это неважным. Да, конечно, существует закон о собраниях, митингах и пр., в соответствии с которым предусмотрен уведомительный порядок проведения подобных мероприятий. Но когда я его почитал, то понял, что придраться согласно ему можно абсолютно ко всем собраниям общественности, проходящим в стенах ТГУ или любого другого учреждения. Неважно, собираются ученые или члены профсоюза. Вот к нам и придрались. Ну что ж, придется идти к мировому судье.

Целью нашего собрания была попытка публично разобраться в «земельном вопросе» и защитить интересы жителей нашего города. Что характерно, мы приглашали на собрание и прокуратуру, и представителей СХ ЗАО «Россия», но они не пришли. Хотя там каждый мог публично выступить, поделиться своими соображениями, высказать свои аргументы. Кроме того, прокуратура получила диск, на котором была запись всего собрания. Т. е. мы постарались пусть в такой форме донести позицию общественности до прокуратуры. Но после этого мне и другим членам инициативной группы пошли звонки с вопросами: а что это вы там провели, а зачем это вы там это провели? Теперь же меня пытаются привлечь за организацию этого собрания к административной ответственности.

- Возможно, что представителям СХ ЗАО «Россия» и прокуратуры показалась чрезмерной сформулированная в пресс-релизах суть проблемы. Вот дословная формулировка: «Сомнительные территориальные претензии СХ ЗАО «Россия» на земли г. Тольятти, по сути, спор хозяйствующих субъектов, являющихся предметом гражданско-правовых отношений, переведен в уголовную плоскость».

- У нас был не суд, мы не решали споры хозяйствующих субъектов на этом собрании. Прокурор, придя на это собрание, мог высказать свою позицию. И все. Выслушали бы, и помидорами закидывать не стали бы. Это во-первых, а во-вторых, претензии эти действительно более чем сомнительные! Об этом свидетельствуют десятки зависших в арбитражных судах исков.

Теперь возвращаюсь к претензиям прокуратуры о правомерности организации собрания. В городе в различных помещениях постоянно происходят всевозможнейшие собрания — от профсоюзных до собраний членов партии власти. И вот мы после получения претензии специально поинтересовались, а был ли до нас хоть один случай такого пристального интереса прокуроров к подобным мероприятиям? Оказывается — нет! Мы единственные, кто удостоился такого внимания. И тут сразу законный вопрос: почему? Видимо, не нравится кому-то, что тольяттинцы не собираются безропотно смотреть на то, как у их города беззастенчиво отрезают жирный земельный кусок. Вот и засуетились прокуроры.

К деятельности инициативной группы можно относиться по-разному. Но мы действуем открыто, гласно. Когда идет вопрос о 4 млрд. р., которые, скорее всего, лягут обременением на бюджет города, нужно бить в колокола, а тут простое собрание в стенах университета и такая реакция на него со стороны прокуратуры. Этим они дают общественности повод думать, что им на самом деле есть что скрывать.

- Однако ПОЗИЦИЯ СХ ЗАО «РОССИЯ» заключается в том, что подобных претензий мэрии акционерное общество не предъявляло, стало быть, позиция инициативной группы во многом надуманна. Кроме того, в группе отсутствуют специалисты в области земельных взаимоотношений, что в принципе дает право обвинять вас в дилетантстве.

- По поводу суммы: ее несколько лет назад публично озвучил тогдашний заместитель прокурора области Евгений Новожилов. Если помните, именно он тогда формулировал претензии к городским властям по «земельному делу». Таким образом, мы эти 4 млрд. не с потолка взяли, это позиция прокуратуры. Если она надуманна — я буду только рад. Кроме того, есть и рыночная оценка земли, и она тоже соответствует этим цифрам.

Теперь что касается нашего профессионализма. У инициативной группы нет задачи разбираться в перипетиях уголовных или арбитражных дел. Мы свою цель видим в том, чтобы перевести обсуждение проблемы в публичную плоскость, не допустить коррупционной схемы изъятия у города Тольятти его собственности. И с этим, я считаю, мы справляемся.

Я буду только рад, если это акционерное общество выйдет на публичный уровень с заявлениями о том, что позиция инициативной группы неверна по ряду вопросов и мы в чем-то ущемили их права. Я буду только рад, если они присоединятся к открытому обсуждению этой проблемы, а не будут «под ковром» решать ее с помощью силового прикрытия. Отлично, если председатель совета директоров этого акционерного общества Вячеслав Дубровин выйдет и скажет: «Ректор Жилкин и депутат Андреев ничего не понимают в ситуации, но позволяют себе выступать с громкими заявлениями». Я ему отвечу: «Отлично, что вы пришли, давайте создадим согласительную комиссию и будем решать проблему совместно». Но ведь они не хотят действовать открыто, вот в чем вопрос.

- Как отреагировали на деятельность инициативной группы представители областного чиновничества? Предложили содействие или, наоборот, посоветовали повременить с активностью?

- Нет, попыток сесть за стол переговоров не было. Стали поступать какие-то непонятные звонки тем людям, которые знают мой сотовый телефон, с вопросами: что это вы там делаете, что это задумали, у нас саммит намечается и необходимо, чтобы все было спокойно. Я думаю, что отдельных властных чиновников пугает перспектива обнародования этой некрасивой истории как минимум перед европейскими журналистами, которые приедут в Тольятти освещать работу саммита

- Как известно, 11 апреля стартовал опрос населения. Были определены сроки его проведения, количество человек, которые в нем должны принять участие. Лично вы в чем видите цель проведения опроса и каких результатов ждете?

- Я думаю, что в России, где выстроена вертикаль власти, реально на ситуацию может подействовать только пристальное внимание сверху, т. е. из Москвы. Здесь следует отметить, что опрос жителей города — это не митинг, на котором присутствовали 500 человек, не собрание общественности, в котором приняли участие 300 человек. В опросе будут задействованы 28 тыс. жителей. На такое количество человек нельзя не обратить внимания. Ситуация, которая сложилась в Тольятти, неординарная, и вопрос, который мы рассматриваем, это не вопрос о судьбе главы города. Это вопрос о ближайшем будущем Тольятти, о новых жилых домах, о дорогах, объектах инфраструктуры. Уже сейчас заметно, что общественность взбудоражена развитием земельного дела. Причем после выборов все эмоциональные обсуждения остались позади, конфликт вступил в фазу конкретных действий. Как я уже сказал, инициативная группа почувствовала на себе давление. Но, с другой стороны, у жителей Тольятти тоже появилась решимость действовать активно. Вопрос только о формах этой активности.

- Сейчас много говорится, отчасти кулуарно, о том, что представители различных ФПГ также решили вмешаться в конфликт. Например, неожиданное появление Владимира Бондаренко на посту заместителя мэра г.Тольятти по строительству связывают в большей степени с тем, что Группа «СОК» решила вмешаться в существующий ход дела. Посещение Николая Уткина губернатором Константином Титовым и президентом ООО «Группа «АВТОВАЗ» Владимиром Артяковым также связывают с аналогичными попытками. Кто из представителей ФПГ попытался выйти на инициативную группу?

- На инициативную группу -никто. Нам никто не содействует. Я знаю, что представители всевозможных ФПГ периодически выходят на действующего мэра с разными предложениями договориться. Договаривается ли он о чем-нибудь с ними или нет и договаривается ли вообще — нам неизвестно. Но сам факт существования этих «заходов» свидетельствует о том, что ведется крайне грязная игра, одной из целей которой является фактическое отстранение жителей Тольятти от процесса формирования муниципальной власти в нашем городе и незаконная приватизация колоссального куска городского имущества.

Однако я уверен, что воля и гражданская позиция населения в итоге возьмут верх. Я верю, что потенциал всех жителей города выше, чем потенциал любой ФПГ, любой ОПГ, прокуратуры или акционерного общества.

Обсудить на форуме