Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (840) | 23 мая 2022г.
 

Разорил один раз — разорит и второй

Чемезов опять стал полноправным хозяином АВТОВАЗа

Илья Ширтанов

16 мая министерство промышленности и торговли РФ официально объявило о передаче доли Группы Renault в капитале АО «АВТОВАЗ» в госсобственность. Таким образом, прогноз Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» полностью подтвердился. У второго собственника АВТОВАЗа — госкорпорации (ГК) «Ростех», генеральным директором которой является Сергей ЧЕМЕЗОВ (на фото), — появился шанс повторно пустить в ход схему распила бюджетных миллиардов под вывеской «спасение отечественного автопрома».

В конце апреля 2022 г. появились предварительные комментарии министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова относительно дальнейшей судьбы крупнейшего в России автозавода по производству легковых автомобилей (см. «Хронограф» №15 (839) от 4.05.22). Месяцем ранее, 23 марта 2022 г., центральный офис Группы Renault объявил о приостановке деятельности автоконцерна в России.

16 мая 2022 г. официальный источник минпромторга РФ сообщил: «Состоялось подписание соглашений о передаче российских активов Группы Renault Российской Федерации и правительству Москвы». В тот же день появились официальные комментарии Группы Renault: «Совет директоров Renault Group единогласно одобрил подписание соглашений о продаже 100% акций Renault Group в Renault Russia московской городской организации и 67,69% акций АВТОВАЗа NAMI (Центральный научно-исследовательский институт автомобилей и двигателей)». Этот же источник цитирует генерального директора Renault Group Луку де Мео: «Сегодня мы приняли трудное, но необходимое решение, и мы делаем ответственный выбор в отношении наших 45 000 сотрудников в России, сохраняя при этом эффективность Группы и нашу способность вернуться в страну в будущем, в другом контексте. Я уверен в способности Renault Group еще больше ускорить свою трансформацию и превысить среднесрочные цели».

Относительно перспектив АВТОВАЗа заявление сделал Денис Мантуров: «Передача доли Группы Renault государству позволит обеспечить сохранение управляемости АВТОВАЗа и возможность продолжения работы предприятия в условиях санкционных ограничений. Так мы сохраним ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места».

Также федеральный минпромторг расшифровал свою трактовку распределения долей Группы Renault: «В результате сделок доли в активах распределятся следующим образом: 100% акций ЗАО «Рено Россия» будет владеть правительство Москвы, 67,69% акций автоконцерна АВТОВАЗ переходят в собственность Российской Федерации в лице ФГУП «НАМИ», оставшиеся акции автоконцерна АВТОВАЗ сохранит ГК «Ростех».

Относительно АО «АВТОВАЗ» это ровно то, что прогнозировали еще в начале марта т.г. эксперты ОАЕ «Хронограф»: «Сегодняшние санкции сыграли на руку бенефициарам Ростеха» (см. «Хронограф» №8 (832) от 14.03.22). Особенно актуален данный тезис на фоне предыдущих схем оборота активов АВТОВАЗа, реализованных Ростехом с НАМИ (см. «Хронограф» №13 (749) от 13.04.20). В этом аспекте слова Мантурова о «сохранении управляемости АВТОВАЗа» обретают дополнительный смысл.

Относительно заверений минпромторга о «возможности продолжения работы предприятия в условиях санкционных ограничений» необходимо отметить, что весной 2022 г. АВТОВАЗ уже останавливал производство, а также распускал персонал в отпуск на 3 недели, с 4 по 24 апреля. Также доводилась информация о введении простоя с 11 по 13 мая. 12 мая на странице профсоюза АВТОВАЗа в сети «ВКонтакте» было размещено объявление о простое предприятия с 16 по 20 мая 2022 г. «в связи с отсутствием комплектующих изделий». 16 мая этот же источник оповестил о простое с 23 по 27 мая 2022 г.

Другими словами, если у кого-то после ухода французов с АВТОВАЗа и возникнут проблемы, то уж точно не у Ростеха Чемезова. Как это происходило, к примеру, в самый критический за всю историю АВТОВАЗа 2009 г. После первых полных трех лет присутствия команды Сергея Чемезова на АВТОВАЗе (2006-2009 гг.) тольяттинский автогигант оказался на грани предбанкротного состояния. Таков был итог проедания наследия, доставшегося чемезовцам от команды председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» (1996-2005 гг.) Владимира Каданникова. Аппетит был не хуже, чем у полчищ саранчи. Жор при чемезовских был таких масштабов, что сумели растворить даже 70 млрд р., выделенных из бюджета РФ в 2009 г. для т.н. «спасения АВТОВАЗа». По курсу того времени это примерно $2 млрд (!). Итогом стала убыточность АВТОВАЗа на уровне 25 млрд р. После этого АВТОВАЗ перестал быть интересен даже «саранче».

С 2014 г. АВТОВАЗ находился пол полным прямым оперативным управлением французской стороны. Вернулся, как и во времена Каданникова, в безубыточность. Аномальный 2022 г. предоставил команде Сергея Чемезова возможность вновь похозяйничать на АВТОВАЗе. На этом примере они с достоинством (и, скорее всего, с хорошим профитом) покажут, что, оказывается, можно дважды войти в одну и ту же реку.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.