Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (832) | 14 марта 2022г.
 

АВТОВАЗ + КАМАЗ

Команде Сергея Чемезова санкции — мать родная

ИА «Центр-Инфо»

Ожидалось, что 14 марта АО «АВТОВАЗ» частично возобновит работу после почти декадного простоя. Сложности с поставками автокомпонентов у производителя возникли после введения антироссийских санкций. Сейчас все чаще можно услышать предложения о национализации иностранных активов. В случае с АВТОВАЗом это шанс для госкорпорации (ГК) «Ростех» Сергея ЧЕМЕЗОВА (на фото) во второй раз стать единовластным распорядителем российского автогиганта. Одним из вариантов называют продажу доли Renault S.A.S. (68%, номинал — 11,1 млрд р.) в АО «АВТОВАЗ» в пользу ПАО «КАМАЗ» Ростеха.

Из Нидерландов в Москву

Перебои в работе АВТОВАЗа начались в конце февраля 2022 г., и уже 2 марта была распространена информация о приостановке производства автомобилей как на тольяттинской площадке, так и на мощностях завода ООО «ЛАДА Ижевский Автомобильный Завод» (бывшее ОАО «Ижавто», с 2011 г. входит в Группу «АВТОВАЗ»). Причиной отправки персонала в простой называли дефицит комплектующих. Причем основной упор в сообщениях делался на электронные компоненты, ввозимые из-за рубежа.

До конца 2021 г. 100% АО «АВТОВАЗ» принадлежало зарегистрированной в Нидерландах Alliance Rostec Auto B.V. (Besloten Vennootschap, B.V. — частная компания с ограниченной ответственностью. – Прим. ред.). Начиная с 2019 г. доли в этом нидерландском СП были распределены между Ростехом (32%) и французской Группой Renault (Renault Group, 68%). К 2021 г. ряд обстоятельств привел к тому, что французская сторона согласилась на перевод СП, как держателя 100% акций АО «АВТОВАЗ», в российскую юрисдикцию.

16 сентября 2021 г. Ростех учредил ООО «Лада Авто Холдинг» (ИНН 9701184553), привязал его к одному из своих корпоративных адресов в Москве (пер. Гороховский, 3) и не пожалел вложить в его уставный капитал 5,3 млрд р. Спустя два с половиной месяца — 29 декабря 2021 г. — в ЕГРЮЛ появилась запись о том, что вторым участником ООО «Лада Авто Холдинг» стало французское Renault S.A.S. (Societe par actions simplifiee, акционерное общество упрощенного типа. – Прим. ред.). Вклад французской стороны составил 11,1 млрд р. В итоге 29 декабря 2021 г. ООО «Лада Авто Холдинг» получило уставный капитал, равный 16,4 млрд р., в котором доля Ростеха составила те же самые 32%, Renault S.A.S. — 68%. На следующий день — 30 декабря — ИА Interfax сообщило: «Перевод контролирующего АВТОВАЗ совместного предприятия из голландской юрисдикции в российскую завершен. Об этом «Интерфаксу» сообщили в пресс-службе Ростеха. Владельцем 100% российского автопроизводителя до конца года была нидерландская Alliance Rostec Auto B.V., принадлежащая Ростеху (32%) и Renault Group (68%). Теперь 100% акции АВТОВАЗа переданы новой совместной компании «Лада Авто Холдинг», имеющей юридический адрес в Москве. В госкорпорации отметили, что французские партнеры из Renault полностью поддержали соответствующее решение. Распределение долей не изменилось».

Стоит отметить, что лишь в 2016 г. доля Renault Group в капитале АВТОВАЗа превысила 50%. Это стало возможным после завершения растянувшейся на несколько лет процедуры рекапитализации АВТОВАЗа (см. «Хронограф» №28 (598) от 26.09.16). К этому времени АВТОВАЗ бил все мыслимые и немыслимые рекорды по уровню убытков. К примеру, по итогам I кв. 2016 г. сумма непокрытого убытка АВТОВАЗа уже превысила 106,6 млрд р. (см. «Хронограф» №16 (586) от 30.05.16).

Формирование колоссальных пассивов началось с приходом на АВТОВАЗ ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ), позднее замещенного Ростехом. Представители госструктуры довольно быстро избавили команду председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» (1996-2005 гг.) Владимира Каданникова от тягот службы. В декабре 2005 г. должность президента — генерального директора АВТОВАЗа занял ставленник РОЭ Игорь Есиповский. Параллельно велась работа по выдавливанию с завода Группы «СОК» Юрия Качмазова, которая без каких-либо бюджетных вливаний сумела выстроить с командой «генералов Каданникова» эффективное взаимодействие по модернизации производства (см. «Хронограф» №33 (198) от 24.09.07). Вскоре после прихода на АВТОВАЗ топ-менеджмента РОЭ в отношении Качмазова было развернуто уголовное преследование.

В 2009 г., сразу после того, как АВТОВАЗ был зачищен от влияние Качмазова и Каданникова, Ростех Сергея Чемезова сумел выбить из федерального бюджета РФ около 70 млрд р. (более $2 млрд по курсу того периода) якобы под гарантии спасения тольяттинского автогиганта от разорения. Причем кризис начался на предприятии именно с уходом команды Каданникова и Качмазова. В дальнейшем со стороны государства и банковского сектора с госучастием проводились и другие финансовые вливания в тольяттинский автопром, пока к 2015 г. совокупный размер всех обязательств АВТОВАЗа не превысил 100 млрд р.

Искусство разорять

Для полноты картины важно напомнить, что со стороны АВТОВАЗа весь этот период (точнее сказать, почти с начала формирования долга) выступали прямые креатуры генерального директора Госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова: с 22 декабря 2005 г. по 2 августа 2006 г. президент — гендиректор Игорь Есиповский; с момента ухода Есиповского и до 14 декабря 2006 г. АВТОВАЗ находился под прямым управлением председателя правления Владимира Артякова, 14 декабря 2006 г. единоличным исполнительным органом АВТОВАЗа было учреждено ООО «Группа АВТОВАЗ», Артяков стал его президентом.

27 августа 2007 г. Артяков покинул эту позицию, чтобы на следующий день, 28 августа, стать губернатором Самарской обл. (2007-2012 гг.). С сентября 2007 г. по август 2009 г. в качестве президента-гендиректора ОАО «АВТОВАЗ» функционировал Борис Алешин. 28 августа 2009 г. президентом АВТОВАЗа стал Игорь Комаров. 16 октября 2013 г. он подал в отставку, но позиции его управленческого курса сохранялись до тех пор, пока 13 января 2014 г. в должность президента — председателя правления АВТОВАЗа не вступил (2014-2016 гг.) Бу Андерссон (креатура Renault Group).

На этом на АВТОВАЗе закончилась т.н. эпоха президентов из Ростеха и началась череда ставленников со стороны зарубежного альянса. Именно Андерссон запустил процесс выстраивания новой политики поставок комплектующих. После попыток приобрести некоторые подконтрольные Ростеху активы, как, например, ОАО «АвтоВАЗагрегат» (ABA), был отдан приоритет иностранным производителям, ориентированным на интересы Группы «Рено» (см. «Хронограф» №21 (549) от 22.06.15). Многие традиционные поставщики АВТОВАЗа были вынуждены сворачивать производство.

Одного из крупнейших в России производителей автокомплектующих завод ABA ожидало банкротство (см. «Хронограф» №31 (724) от 30.09.19) — один из печальных итогов присутствия Ростеха в Тольятти. Многотысячный коллектив тольяттинского предприятия ABA остался без работы, имущества распродано, инженерная инфраструктура распилена на металлолом.

В 2016 г. Андерссона удалось сместить. Новым президентом АВТОВАЗа стал француз Николя Мор. Он же занимает эту должность в настоящее время. Вместе с тем в 2016 г. Сергей Чемезов покинул совет директоров АВТОВАЗа, как и его первый зам по работе в Ростехе Владимир Артяков.

Путь в прошлое

В итоге АВТОВАЗ, отлучив топ-менеджмент Ростеха от прямого участия в управлении, презентовал и запустил в производство несколько новых моделей, которые российские покупатели оценили по достоинству. Из старых моделей на производстве осталась только классическая «Нива», в ребрендинговом варианте получившая название Niva Legend, но по сути сохранившая изначальную базу. По словам экспертов, в нынешних условиях у АВТОВАЗа есть шанс попытаться наладить выпуск в автономном режиме именно этой модели. Все остальные вазовские машины безнадежно привязаны к зарубежным поставкам.

Причем если существует гипотетическая возможность восстановления производства «железа», то насчет электронных компонентов специалисты не склонны строить оптимистических прогнозов. Согласно появившейся информации, вазовский менеджмент отыскал некие резервы и готов с 14 марта частично запустить производство. Речь идет о 400 комплектах для Niva Legend и 1600 -для марки Granta. В то же время люди, знакомые с производством, не питают иллюзий. Указанных комплектующих хватит на полдня работы конвейера Niva Legend. Производственная линия Granta проработает немногим дольше.

Насколько известно, производство Niva Travel, Lada Largus, XRAY, Renault Logan, Sandero, собираемых на площадке АВТОВАЗа, и Lada Vesta, выпускаемой на ижевском заводе, пока в стопе. Данный фактор уже стал предметом спекуляций на тему национализации АВТОВАЗа, тем более что многие другие иностранные компании успели заявить об уходе с российского рынка.

Для Ростеха сейчас самое время обозначить свои амбиции на доле партнеров. Тем более что в конце 2021 г. совместное предприятие, через которое оформлено владение АВТОВАЗом, было переведено в юрисдикцию России. Иными словами, юрлицо теперь зарегистрировано в России, что в нынешних реалиях развязывает руки тем, кто эти руки рассчитывает в сложившейся ситуации погреть. Тем более что и номинал доли Renault S.A.S. всего-то 11,1 млрд р. Только национализация (если таковая возможна) принесет дивиденды отнюдь не бюджету России, а весьма ограниченному кругу лиц. И уже неважно, как это будет сделано — через слияние с ростеховским ПАО «КАМАЗ» или любым другим подконтрольным ему машиностроительным предприятием. Ведь изгнанную 15 лет назад с АВТОВАЗа команду Каданникова — Качмазова уже не вернуть. Зато команде Ростеха будет чем заняться после того, как АВТОВАЗ покинут сумевшие вывести АВТОВАЗ в прибыль специалисты из Renault Group. Национализация автогиганта позволит финансовым гениям Чемезова (типа Комарова) повторно превратить АВТОВАЗ в колоссальный бюджетоприемник. В Тольятти благодаря вазовскому кризису пока еще помнят, к чему подобного рода занятия способны привести. Как говорится, кому санкции — кому мать родная.