Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (749) | 13 апреля 2020г.
 

Дела команды Чемезова

До сих пор создают проблемы АВТОВАЗу и Ставропольскому району

Илья Ширтанов

18 марта стартовало судебное разбирательство, по итогам которого администрация м.р. Ставропольский Самарской обл. получит возможность претендовать на владение испытательным полигоном НТЦ ВАЗа в с. Сосновка. Развязка ситуации приведет к тому, что администрация района, возглавляемая Владимиром МЕДВЕДЕВЫМ, может получить новый источник дохода. В свою очередь, президенту АО «АВТОВАЗ» Иву КАРАКАТЗАНИСУ придется формировать дополнительную строку расходов. Проблемная ситуация возникла после того, как на АВТОВАЗе похозяйничала команда главы ГК «Ростех» Сергея ЧЕМЕЗОВА (на фото).

Оптимизаторы из Рособоронэкспорта

12 марта администрация Ставропольского р-на обратилась в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением к ТУ Росимущества в Самарской обл. о признании отсутствующим права Российской Федерации на земельный участок площадью 396 га, расположенный около с. Сосновка. Делу присвоен №А55-6275/2020. На 7 мая назначено заседание по делу. В документах также отмечается, что вид разрешенного использования участка с кадастровым номером (КН) 63:32:0403004:2 -«под комплекс испытательных дорог НТЦ ВАЗа».

Указанный комплекс был построен в 90-е гг. XX в. для нужд АВТОВАЗа. В 2000 гг. ОАО «АВТОВАЗ» сформировало знаменитую многомиллиардную задолженность перед государством по налогам. Ситуацией воспользовалось ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ) во главе с Сергеем Чемезовым. С учетом этого с декабря 2005 г. по август 2006 г. должность президента — генерального директора ОАО «АВТОВАЗ» занимал Игорь Есиповский, прямой ставленник РОЭ (см. «Хронограф» №17 (136) от 22.05.06). Благодаря авторитету Чемезова управленцам и ставленникам РОЭ многое сходило с рук. Соответственно, с их подачи на АВТОВАЗе началась прокрутка замысловатых финансовых схем.

В марте 2006 г. федеральное издание «Коммерсант» опубликовало материал под заголовком «АВТОВАЗ прокатит государство. Завод обменяет полигон на свои долги», в котором раскрывались шокирующие детали плана руководства АВТОВАЗа — РОЭ Чемезова. «АВТОВАЗ поддержал идею Роспрома об объединении полигона в Сосновке с государственным автополигоном в Дмитрове-7 и госавтоинститутом НАМИ, на базе которых будет создан единый проектно-испытательный центр для всего российского автопрома», - отмечалось в информационном материале.

Чемезовским можно все

В рассматриваемый промежуток времени руководителем Федерального агентства по промышленности (Роспром) значился Борис Алешин, еще одна креатура Сергея Чемезова.

С подачи Чемезова в 2006 г. Алешин вошел в состав совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». Сам же Чемезов на многие годы вперед стал бессменным председателем совета директоров (2006-2014 гг.) ОАО «АВТОВАЗ». На автозаводе Алешин, благодаря Чемезову, пробыл до 2009 г. (см. «Хронограф» №31 (295) от 21.09.09). Ветераны АВТОВАЗа называют это время самым печальным периодом в истории автозавода.

По версии «Коммерсанта», активное участие в переговорном процессе принимал начальник управления гражданских отраслей промышленности Роспрома Владислав Капустин (очередная креатура Чемезова). Позже, в мае 2008 г., Капустин был назначен на пост министра нефтехимической и газовой промышленности Самарской обл., что также не лучшим образом отразилось на экономике региона. На следующий, 2009 г. экономика Самарской обл. вошла в зону финансово-экономического кризиса, выкарабкиваться из которой пришлось несколько лет.

«Если полигон будет передан государству, это позволит заводу погасить часть своего долга перед бюджетом и направить высвободившиеся средства на свое развитие. При этом АВТОВАЗ все равно будет проводить испытания в Сосновке», -такое высказывание Есиповского приводил «Коммерсант». Со ссылкой на неких представителей АВТОВАЗа издание сообщало, что руководство завода было против отчуждения полигона в пользу третьей стороны и настаивало именно на переходе права собственности непосредственно в казну. «Если полигон все же будет передан государству, мы должны будем обладать правом бесплатных испытаний на нем», — заявляли Ъ на АВТОВАЗе», — говорится в публикации «Коммерсанта». Стратегия команды управленцев Чемезова была предельно простой — найти способ списать долги по налогам перед бюджетом, при этом имущество прогнать через третье лицо, но затем все равно оставить себе. Для многих такое могло бы закончиться уголовным преследованием, но только не для чемезовских.

Похоже, предложенный сценарий, был реализован. Во всяком случае, на сайте НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» не удалось найти информацию, подтверждающую передачу полигона центру испытаний. При этом на портале Росреестра содержится запись о регистрации права собственности на участок с КН 63:32: 0403004:2, датированная 10 ноября 2000 г. Кроме того, по сведениям госрегистратора, 16 июня 2009 г. в отношении этого участка было установлено ограничение в виде аренды.

Медведев ломает схему Ростеха

Попытка администрации Ставропольского р-на судиться с ТУ Росимущества в Самарской обл., сам предмет иска окончательно убеждают в том, что АВТОВАЗ использует полигон НТЦ на договорных условиях с собственником земельного участка. Если это аренда, то АВТОВАЗ должен перечислять платежи в бюджет. Хотя, как говорилось выше, изначально руководство завода времен присутствия на нем людей Чемезова планировало использовать комплекс испытательных дорог на безвозмездной основе.

Важно напомнить еще раз, что отчуждение имущества АВТОВАЗа якобы «в пользу государства» было пролоббировано в период, когда предприятие находилось под контролем выходцев из РОЭ (с 2007 г. госкорпорации (ГК) «Ростех», генеральный директор Сергей Чемезов). Усилиями менеджеров Чемезова АВТОВАЗ оказался в долговой яме перед Ростехом, который, что вполне логично, оперировал государственными деньгами, загоняя автозавод в кабалу.

Мероприятия по выпуску допэмиссий акций АВТОВАЗа и отчуждение в счет оплаты долгов перед Ростехом высоколиквидных объектов энергетики и водоснабжения АВТОВАЗа были уместны до тех пор, пока в ноябре 2013 г. на должность президента АВТОВАЗа не был утвержден представитель альянса Renault-Nissan Бу Андерссон (см. «Хронограф» №35 (563) от 2.11.15). Вполне возможно, что с этого времени АВТОВАЗ, например с подачи того же Ростеха, мог быть лишен ряда государственных привилегий.

Не исключено, что пользование полигоном НТЦ после прихода французов стало для АВТОВАЗа платным, остается только выяснить цену вопроса. Причем деньги вполне могли бы уходить в карманы людей из ближайшего окружения Сергея Чемезова. Даром, что ли, столь хитрую операцию проворачивали? Однако даже если это и не так, то администрация Ставропольского р-на, которая, судя по всему, претендует на право собственности участка под испытательным центром, явно пытается исправить затянувшееся на годы упущение.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.