Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (796) | 4 мая 2021г.
 

С помощью супруги

Хасаев пытается оставить АСВ без компенсации

Егор Кошеров

21 апреля госкорпорация (ГК) «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) приступила к обжалованию отказа в привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам рухнувшего АО «АктивКапитал Банк» (АКБ) Алексея ЛЕУШКИНА и Габибуллы ХАСАЕВА (на фото). Вжившийся в имидж «государева человека» Хасаев настаивает на отсутствии у него долга перед Российской Федерацией. Однако это не помешало находящемуся в почтенном возрасте экономисту вывести свои активы на молодую супругу. Видимо, чтобы затруднить АСВ охоту за ценным имуществом.

Подарок к юбилею

2 апреля 2021 г. доктор экономических наук, депутат Самарской губернской думы (СГД) Габибулла Хасаев отметил 70-летний юбилей. Своеобразным подарком заслуженному экономисту России стало крайне сомнительное определение судьи Арбитражного суда Самарской обл. Андрея Лихачева освободить Хасаева от субсидиарной ответственности по обязательствам АКБ (см. «Хронограф» №14 (795) от 26.04.21).

Праздновал Хасаев недолго. Как и прогнозировал Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф», АСВ, не скрывающее своей заинтересованности в погашении размера субсидиарной ответственности за счет изъятия денег и имущества экономиста, подало апелляционную жалобу на определение Лихачева от 7 апреля. В арбитраж жалоба поступила 21 апреля. В документе содержатся исчерпывающие основания для изменения позиции Лихачева путем добавки к группе лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, члена совета директоров АКБ Габибуллы Хасаева и председателя совета директоров АКБ Алексея Леушкина.

Любопытны комментарии Хасаева от 1 февраля 2021 г. по данному поводу. В этот день он был огорчен судебным отказом в признании недействительными решений совета директоров АКБ, влекущих субсидиарную ответственность (см. «Хронограф» №4 (785) от 08.02.21). Заметное раздражение Хасаева вызвали два вопроса ОАЕ «Хронограф». В первом уточнялись его намерения относительно погашения долгов перед государством, олицетворением которого является АСВ. Во втором Хасаеву предлагалось порассуждать о том, имеет ли «государев человек» право оставлять АСВ без надлежащей компенсации.

«Вопросы сами по себе содержат утверждения, не соответствующие действительности (например, о наличии у меня долга перед государством), — поспешил заверить депутат СГД. — В частности, вы тиражируете мнение, согласно которому участники процесса (о привлечении к субсидиарной ответственности. – Прим. ред.), номинированные в качестве ответчиков, стремятся «оставить без надлежащей компенсации олицетворяющее государство АСВ» и этим, по сути, предрекаете содержание резолютивной части невынесенного судебного акта».

Семейное счастье

Отсюда следует, что настаивающий на отсутствии у него долгов перед РФ Хасаев, тем не менее, взвешенно оценивал риск своего привлечения к субсидиарной ответственности, ожидая, что его обяжут выплатить компенсацию АСВ уже в первой инстанции. Что касается мнения о стремлении «оставить государство без надлежащей компенсации», то оно, как бы ни увиливал Хасаев, оказалось столь предсказуемым, что он вынужден был совершить хитрый ход по отчуждению своего самого ликвидного имущества.

Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц АКБ, включая Хасаева, АСВ подало в арбитраж 1 апреля 2020 г. (см. «Хронограф» №12 (748) от 06.04.20). А уже 7 мая 2020 г. по ряду объектов недвижимости в ЕГРН был зарегистрирован переход права собственности от Хасаева к гражданке Ольге Таюновой (1978 г.р.) на основании заключенного между ними брачного договора. Кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики, государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (СГЭУ) Таюнова стала счастливой обладательницей нажитых Хасаевым трех земельных участков в Самаре на 13-й линии Барбошиной поляны общей площадью почти 2 тыс. кв. м и жилого дома площадью 368,7 кв. м, расположенного там же. Кроме того, Таюнова завладела квартирой пожилого супруга площадью 124,2 кв. м

по ул. Молодогвардейской, 139 (ЖК «Степ Грин Хаус») и долей 1/42 в коммерческом помещении площадью 1962,3 кв. м по тому же адресу. С 2011 по 2019 г. Хасаев был ректором СГЭУ. 24 июля 2020 г. на часть поименованного имущества по ходатайству АСВ был наложен арест. Причем арест накладывался из расчета, что собственником недвижимости является именно Хасаев, а не иное лицо (см. «Хронограф» №35 (771) от 19.10.20).

Человечность судьи

О замене правообладателя в АСВ, похоже, узнали гораздо позже. Заявление о принятии обеспечительных мер в отношении Таюновой поступило в арбитраж только 29 марта 2021 г. В нем конкурсный управляющий АКБ попросил включить Таюнову в круг лиц, которых следует привлечь к субсидиарной ответственности. С этой целью АСВ попросило у суда истребовать в управлении по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской обл. сведения об адресе регистрации по месту жительства Таюновой. истребовать у Хасаева брачный договор с ней. Кроме того, АСВ настаивало на запрете Таюновой отчуждать вышеописанное имущество, а Росреестру -производить регистрацию перехода прав в отношении недвижимости. «По мнению конкурсного управляющего, последовательность событий позволяет сделать вывод о заключении брачного договора, по условиям которого значительная часть принадлежавшего Хасаеву Г.Р. недвижимого имущества переходит в собственность Таюновой О.А., в целях избежания обращения взыскания на это имущество», — говорится в определении суда от 30 марта 2021 г. по делу №А55-10304/2018. Поэтому в отношении отчужденного имущества понадобилось принять обеспечительные меры.

Однако судья Андрей Лихачев, как и в случае с Хасаевым, принялся заступаться за Таюнову. Отказывая АСВ в обеспечении, он заявил, что Таюнова не должна отвечать по обязательствам супруга, пока не доказано наличие к тому соответствующих оснований. Тем самым Лихачев, по-видимому, пренебрег практикой, утвержденной Верховным судом (ВС) РФ. Согласно определению ВС РФ от 23 декабря 2019 г. №305-ЭС19-13326, переоформление активов в виде недвижимости на третье лицо уже не может спасти Хасаева. В ближайшее время АСВ, вооружившись дополнительными доказательствами, вновь потребует у суда ареста имущества Ольги Таюновой.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.