Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (154) | 30 октября 2006г.
 

Демократизация ритуальной сферы

Не исключает государственного регулирования

Дарья Светлова

С 17 по 19 октября в Москве проходила седьмая международная научно-практическая конференция «Современные подходы к управлению похоронным делом», в рамках которой на заседании Союза похоронных организаций и крематориев была принята «Концепция нормативно-правового регулирования похоронной отрасли Российской Федерации и совершенствования ее законодательства». Разработка этой концепции обусловлена все более обостряющейся ситуацией в сфере ритуальных услуг, во многом возникшей из-за несовершенства законодательной базы.

Потерянная актуальность

В свое время Госдумой РФ был принят Закон РФ «О погребении и похоронном деле», в котором определялись основные параметры действий похоронных служб. Все основные этапы по организации похорон, в том числе содержание мест захоронений, перевозка тел, возлагались на специализированные муниципальные службы. Дальнейшая демократизация при внесении поправок в этот закон привела к образованию множества частных похоронных структур. Правда, им для начала деятельности требовались лицензии. Агент, работавший без нее, мог стать фигурантом уголовного дела по обвинению в незаконном предпринимательстве. Но вскоре вышло новое послабление с отменой лицензирования. После такого решения на рынке похоронных услуг и началась сегодняшняя погоня за «мертвыми душами».

Наблюдатели отмечают, что в Тольятти можно было увидеть лишь ее отголоски. Во многом благодаря действиям местных властей. «Несколько лет назад, проанализировав складывающуюся ситуацию, мы пришли к выводу о необходимости введения положения о похоронном деле г. Тольятти, положение о наблюдательном совете (он был утвержден в мэрии) и требования к соискателям специализированной службы», — сообщил «Хронографу» директор МУП «Спецкомбинат» Степан Ракицкий (на фото).

В соответствии с ФЗ №8 «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. А погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми опять же органами местного самоуправления. Согласно действующему законодательству решение о придании организации статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела выдается на основании ходатайства в мэрию города руководителя организации, а также заключения наблюдательного совета в соответствии с федеральным законом. Однако более того, что создание этой специализированной службы находится в руках муниципальных властей, законодательством ничего не предписано.

Безусловно, принятие в свое время закона «О погребении и похоронном деле» было прогрессивным шагом, который позволил существенно улучшить организацию деятельности ритуальных фирм. Но с момента принятия закона прошло 10 лет, отрасль прогрессировала, а законодательная база оставалась неизменной. В результате этот закон морально устарел. На парламентских слушаниях в Государственной думе в 2003 г. «О практике применения Федерального закона «О погребении и похоронном деле» отмечалось, что похоронное дело в РФ имеет ряд серьезных недостатков. К примеру, отсутствует государственная политика в организации похоронного дела и общегражданская похоронная культура. Органы местного самоуправления неудовлетворительно решают вопросы содержания и благоустройства городских и сельских кладбищ. Еще одним недостатком является существование в отрасли многочисленных фирм-однодневок, случайных и неподготовленных людей.

Законодательное совершенство

На прошедшей 17-19 октября в Москве седьмой международной научно-практической конференции «Современные подходы к управлению похоронным делом» была принята «Концепция нормативно-правового регулирования похоронной отрасли Российской Федерации и совершенствования ее законодательства». Эта концепция назрела в похоронной среде в связи с несоответствием нынешней законодательной базы современным требованиям по организации похоронного дела в России. Отставание законодательных норм приводит в целом к торможению в развитии отрасли.

Одним из наболевших вопросов, рассматриваемых в концепции, стало увеличение количества ритуальных фирм наряду со снижением качества предоставляемых ими услуг. Количество заказов в год на погребение умерших в каждом городе — величина достаточно постоянная и составляет в среднем 1,2% от численности населения. Достаточно стабильное и прогнозируемое число умерших определяет и стабильное число заказов на погребение независимо от количества ритуально-похоронных организаций и агентов. Сегодня в Тольятти насчитывается 16 коммерческих фирм, предлагающих ритуальные услуги (см. «Хронограф» №23 (142) от 3.07.06). Не каждым годом количество таких организаций растет, хотя динамика захоронений существенно не меняется (в месяц на муниципальных кладбищах происходит захоронение более 400 человек). Согласно концепции количество ритуальных фирм тоже должно быть ограничено некоторым оптимальным для данного поселения числом. При этом их деятельность должна быть строго регламентирована и контролируема со стороны органов государственного управления и местного самоуправления. Наличие наблюдательного совета, необходимых положений, дополняющих правовое поле и регулирующих деятельность похоронных бюро, а также постоянное отслеживание муниципалитетом города их деятельности позволит исключить появление на рынке ритуальных услуг организаций, не соответствующих всем законодательно оговоренным требованиям (обученный персонал, соответствующий транспортный парк, участок и т.д.). Ведь в такой деликатной сфере конкуренция возможна лишь на уровне качества обслуживания и предоставления услуг.

Современные реалии требуют также многих других изменений в законодательной базе — как на федеральном, так и на муниципальном уровне. Необходимо срочное решение проблемы реального исполнения государственных гарантий при погребении умерших граждан. Федеральным законодательством определено несколько таких гарантий, однако их исполнение возложено на органы местного самоуправления. При организации похорон законом определено предоставление гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе. Оказание этих услуг возложено на специализированные службы. Компенсация, установленная законодательно этим службам, составляет 1 тыс. р. В то время как реальная стоимость комплекса похоронных услуг и принадлежностей составляет порядка шести тысяч. В результате исполнение гарантий, установленных государством, переложено на эти специализированные службы, которые, естественно, стараются от него уклониться.

Ведь, по сути, это навязывание хозяйствующим субъектам выполнения работ, которые должным образом не компенсируются. Это в свою очередь противоречит действующему законодательству. Однако если частные компании еще могут как-то уклониться от обязанности по захоронению граждан за компенсацию в 1 тыс. р., то муниципальные предприятия вынуждены стойко переносить эти тяготы, вкладывая в организацию похорон собственные деньги.

Это в свою очередь сказывается на содержании кладбищ. Поэтому Союзом похоронных организаций и крематориев было принято решение включить в «Концепцию нормативно-правового регулирования похоронной отрасли Российской Федерации и совершенствования ее законодательства» обязанности администраций субъектов федеральных районов, городов финансировать работы по благоустройству и содержанию кладбищ или разрешить им взимать плату с населения, как местный налог, за пользование кладбищем. В Тольятти в этом вопросе органы местного самоуправления поступили достаточно адекватно. По словам Степана Ракицкого, в Тольятти на достойное содержание кладбищ необходимо порядка 6 млн. р. Муниципальные власти выделяют 3,2 млн. р. Причем по России эта цифра часто еще ниже. Поправляя бюджет, депутаты изыскивают дополнительное финансирование в размере порядка 1 млн. р. А МУП «Спецкомбинат» вкладывает собственные средства в развитие дополнительных платных услуг населению, в которые заведомо закладывалась высокая рентабельность -около 100%, для того чтобы большую часть получаемой прибыли направить на содержание кладбищ. Доходы от оказания услуг населению поступают в том числе и на содержание кладбищ. Получается, что город финансирует содержание кладбищ в рамках имеющейся возможности. С другой стороны, позволяет привлекать дополнительные средства за счет услуг населению, которые идут в том числе и на содержание мест захоронения.

Надо отметить, что упущения в законодательстве существуют и в вопросе нехватки земли под кладбища. Особенно это ощущается при создании кладбищ для крупных городов. Запас земель, которые можно отвести под новые захоронения, постепенно исчерпывает себя, и даже в случае строительства крематория без небольшой прирезки не обойтись. Здесь существует свои нюансы. Город вынужден платить собственнику за землю, которая предназначается под кладбище, от 1 до 9 млн. Это так называемая «компенсация» упущенной выгоды при отчуждении земли под кладбище и выводе ее из лесного фонда или из сельхозоборота. Надо учесть, что к указанной компенсации требуются и другие расходы. В том числе и на оборудование земли под кладбище и на его обустройство. Таким образом, новое кладбище обойдется городу примерно в 500 тыс. р. Далеко не каждый город сможет изыскать такие средства на места под захоронение граждан, хотя они все равно востребованы.

Примечательно, что в Тольятти к моменту рассмотрения вышеизложенных вопросов на федеральном уровне уже имелись разработанные МУП «Спецкомбинат» положения о внесении необходимых изменений в существующую законодательную базу. Сегодня они находятся на рассмотрении в мэрии города. Причем многие положения адекватны концепции, предложенной на международной научно-практической конференции в Москве. Некоторые из этих изменений уже были одобрены, в частности, что касается учреждения наблюдательного совета. Однако в то же время многие из существующих в городе проблем в похоронном деле по-прежнему остаются без должной регламентации. Вынесенная на федеральном уровне концепция совершенствования имеющейся законодательной базы наводит на мысль о том, что необходимо дальнейшее планомерное проведение начатых в Тольятти совсем недавно реформ ритуальной сферы. Дальнейшие дискуссии только обострят существующие проблемы.