Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (559) | 5 октября 2015г.
 

На пределе

Ропот недовольных может перерасти в открытые протесты

Илья Ширтанов

В сентябре в свободном доступе появилась информация о том, что руководство ОАО «АВТОВАЗ», президентом которого является Бу АНДЕРССОН (на фото), планирует прекратить трудовые отношения еще с 15 тыс. сотрудников предприятия. Ранее АВТОВАЗ, являющийся градообразующим предприятием, обеспечивал рабочими местами большую часть населения города. Однако принятая на вооружение руководством автозавода тенденция по наводнению города безработными создала реальную угрозу возникновения социального взрыва в Тольятти.

Данные о предстоящем массовом высвобождении персонала подтверждают работники АВТОВАЗа. По их словам, в трудовых коллективах АВТОВАЗа были распространены листовки с подписью президента предприятия, где Андерссон якобы предлагает работникам автозавода добровольно написать заявления об увольнении по собственному желанию. В качестве компенсации предлагается выплата суммы в размере трех окладов сотрудника. Если верить рассказам заводчан, таким образом дирекция АВТОВАЗа намеревается избавиться от 12 тыс. работников. Кто не попадет в эту волну увольнений, будет сокращен в принудительном порядке, однако стоит надеяться, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Эту информацию подтверждает председатель независимого профсоюза АВТОВАЗа «Единство» Игорь Витущенко. 27 сентября «Единство» даже организовало митинг в поддержку интересов работников АВТОВАЗа, на который, по словам Витущенко, вышло около 1 тыс. человек. Тем не менее, как показывает практика, такие мероприятия не приносят должного результата. Работодатель, которым в данном случае является АВТОВАЗ в лице Андерссона, продолжает вести политику узурпирования рабочего класса.

Ведь последняя волна сокращений должна затронуть именно персонал рабочих специальностей — по сути, основы, на которой строится весь производственный процесс.

Для понимания всей картины происходящего стоит вернуться на несколько лет назад. Еще в 2009 г. штат сотрудников АВТОВАЗа находился на уровне 102 тыс. человек.

К сегодняшнему дню на заводе осталось порядка 50 тыс. работников. Хотя, по заверениям Игоря Витущенко, и эта цифра может быть завышена. Путем простого арифметического действия можно вычислить, что в 2016 г. на АВТОВАЗе останется работать 35 тыс. человек, а если принять к сведению реплику Витущенко, то в реалиях завод будет обеспечивать работой не более 30 тыс. граждан. Получается, что в 2016 г. численность персонала АВТОВАЗа будет в 3,5 раза меньше по сравнению с периодом, когда завод работал в штатном режиме. Иными словами, из-за политики, проводимой руководством АВТОВАЗа, своих рабочих мест уже лишилось около 50 тыс. А в следующем году армия тольяттинских безработных пополнится еще 15 тыс. граждан. Но и это, учитывая тенденции по падению продаж вазовских автомобилей, не предел.

Уже появилась информация о том, что АВТОВАЗ инициировал процедуру расторжения отношений с ФГБУЗ «Самарский медицинский клинический центр» ФМБА России, более известной в городе под названием «медсанчасть ВАЗа». Таким образом напрашивается логичный вывод: в сложный экономический период руководство АВТОВАЗа всеми силами, причем за счет трудового коллектива, пытается решить проблемы предприятия.

Такая позиция легко объяснима. Осуждать Андерссона было бы бессмысленно, ведь этот человек, по сути, является наемным менеджером, гражданином США, поданным короля Швеции. И Андерссону, как видится со стороны, глубоко безразличны проблемы российского народа. Андерссон стремится к четко обозначенной цели — вывести предприятие из кризиса любым способом.

Однако проводить столь серьезные реформы, особенно в нынешнее нестабильное время, весьма рискованно. Слишком велика вероятность социального взрыва, тем более что пострадавшими себя могут посчитать не десятки или сотни, а десятки и сотни тысяч людей. Ведь параллельно с увольнениями на АВТОВАЗе шло масштабное сокращение штата на предприятиях — поставщиках автозавода. Самым ярким примером сейчас является ситуация на ОАО «АвтоВАЗагрегат» (ABA). Работники предприятия, месяцами не получающие зарплату, были вынуждены выйти на митинг с требованиями в адрес генерального директора ABA Виктора Козлова. Несложно представить, во что может вылиться акция протеста, если все уволенные с АВТОВАЗа и зависимых от него предприятии единовременно выйдут на улицы города с претензиями в адрес Андерссона.

Между тем местные власти уже успели подготовиться к такому развитию событий. В Тольятти скоро начнется заселение городка, где будет расквартирован ОМОН. В телеэфире начальник ГУ МВД России по Самарской обл. Сергей Солодовников заверил, что это одно из крупнейших подразделений особого назначения в России. Вероятно, для подавления открытых протестов предпринятых мер должно быть достаточно.

Андерссон отчетливо представляет себе все возможные последствия процессов, связанных с массовыми увольнениями заводчан. Скорее всего, чувство самосохранения подсказало президенту АВТОВАЗа, что руководить заводом дистанционно куда более безопасно, нежели в прямом контакте с подчиненными. По всей видимости, именно поэтому Андерссон покинул Тольятти, переехав в Ижевск. Первый опыт общения посредством телекоммуникационной связи был продемонстрирован 25 сентября, когда Андерссон презентовал тольяттинцам запуск производства LADA Vesta по телевизору.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.