Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (559) | 5 октября 2015г.
 

Новации газовиков

В СВГК создана уникальная диспетчерская структура

ИА «Центр-Инфо»

В сентябре ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК) опубликовало итоговую аварийную сводку за август. Всего за этот месяц в Единую диспетчерскую службу (ЕДС) СВГК поступило свыше 2 тыс. аварийных заявок. Впрочем, в подавляющем большинстве случаев до аварий и инцидентов, связанных с отключением газа, дело не дошло. Столь эффективная работа по предупреждению аварийных ситуаций оказалась возможной во многом благодаря ЕДС, оснащенной современными аппаратно-программными комплексами, что позволяет централизованно принимать аварийные заявки и максимально оперативно на них реагировать. Итог — потребителям обеспечено бесперебойное газоснабжение.

ЕДС СВГК — уникальное в своем роде структурное подразделение, работа которого выстроена на принципиально иной, централизованной основе. По словам экспертов ОАЕ «Хронограф», ни одна из известных им газораспределительных компаний не обладает подобной системой организации. По крайней мере, такое мнение складывается у коллег самарских газовиков, посетивших ЕДС. Из какого бы региона они с рабочим визитом ни приезжали, говорят одно: такого диспетчерского узла, как в СВГК, в их газораспределительной компании нет. А приезжали ознакомиться с работой ЕДС из многих регионов, включая Москву. По словам коллег, даже в столице нет такой организации диспетчерской службы. Да, в той или иной степени отдельные элементы в регионах внедрены, но системы, подобной ЕДС СВГК, они не встречали.

ЕДС уникальна прежде всего тем, что ее работа выстроена на принципиально иной основе. Она представляет собой единый диспетчерский узел под одной крышей, где сведено два блока — контроль и управление режимами и аварийно-диспетчерская работа. В этом заключается одно из основных отличий диспетчерского функционала СВГК от других газораспределительных компаний, продолжающих работать по тем принципам, по которым еще пять лет назад работали их самарские коллеги.

С созданием ЕДС «аварийка» СВГК стала еще мобильнее
С созданием ЕДС «аварийка» СВГК стала еще мобильнее

Тогда в СВГК функционировали практически независимые друг от друга службы. Первая — центральная оперативно-диспетчерская служба контролировала состояние и управляла режимами на объектах газораспределительной сети СВГК. Вторая — разрозненная сеть из 37 аварийно-диспетчерских служб в городах и районах Самарской обл. Это та самая «аварийка», куда обращаются потребители. Каждый звонок по номеру «04» автоматическая телефонная станция (АТС) адресовала в одну из них в соответствии с местонахождением. Вся информация собиралась, обрабатывалась и обобщалась в ручном режиме. Диспетчеры вели рукописные журналы и были снабжены только телеметрией и связью. Естественно, все это отражалось на скорости обработки заявок, принятия решений и влекло за собой логистические издержки.

Однако в течение 2010-2015 гг. структура диспетчерской деятельности в СВГК была полностью переформатирована. Объединение режимной и аварийно-диспетчерской служб сделало работу СВГК более эффективной. Теперь диспетчеры могут комплексно оценивать ситуацию на газораспределительных сетях СВГК. Прежде разрозненная информация о том, где упало давление, а где жители дома почувствовали запах газа, словно пазлы складывается в цельную картину. Взглянув на нее, диспетчер не только высылает бригаду на место, но и помогает ей справиться с заданием. Помощь эта заключается в информационном сопровождении.

Следует отметить, что работа ЕДС была усовершенствована за счет внедрения аппаратно-программных комплексов.

Главная их задача — обеспечить максимально быстрое реагирование на любой поступающий сигнал. Необходимо учитывать, что ЕДС принимает сигналы со всей зоны ответственности СВГК. Это территория всей Самарской обл., кроме г. Сызрани и частично г. Жигулевска. Соответственно, звонки теперь не распыляются по автономным аварийно-диспетчерским службам, а поступают в один центр. Разумеется, их принятие и обработку следует проводить в сжатые сроки.

Оперативность работы диспетчеров увеличена благодаря современным технологиям и программному обеспечению, которое было разработано специально для ЕДС СВГК. Руководство компании во главе с генеральным директором Сергеем Мирошниченко средств на это не пожалело. Зато эффект достигнут колоссальный. Небольшой штат диспетчеров отлично справляется со всеми обязанностями. Причем скорость работы диспетчеров и бригад увеличилась! Результат — теперь основное внимание СВГК сосредоточено главным образом не на исправлении аварийных ситуаций, а на их упреждении. Для потребителей это означает, что им гарантировано не только оперативное устранение неполадок, но и самое главное — безопасность.

Справка:

На момент создания ЕДС штат 37 аварийно-диспетчерских служб СВГК состоял из 55 сотрудников. В соответствии с требованиями промышленной безопасности к системам газораспределения и газопотребления необходимо было принять в штат еще 115 диспетчеров. С созданием ЕДС была оптимизирована работа персонала, что позволило сократить количество диспетчеров со 170 до 27. При этом увеличилось среднее количество выполняемых аварийной бригадой заявок: с 7 до 10 за смену. Также в 3 раза уменьшилось время обработки заявки диспетчером. Инновационный подход к организации работы приносит СВГК существенную экономию, поэтому затраты на реализацию этого проекта окупились за год с небольшим.