Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (525) | 1 декабря 2014г.
 

Поддержат на спаде

Производители автокомпонентов в Тольятти обсудили перспективы развития производства

Борис Кротов

27 ноября в Тольятти завершил работу очередной ежегодный форум производителей «Автопром. Автокомпоненты». Это традиционное мероприятие проводится при поддержке ОАО «АВТОВАЗ» и, разумеется, министерства экономического развития торговли и инвестиций и торговли Самарской обл. Это единственный специализированный форум в Самарской обл., в котором участвуют автомобильные компании, поставщики, инжиниринговые фирмы, представители отраслевых организаций и кластеров. В этом году повестку форума сформировали актуальные задачи развития автопроизводства в условиях экономического спада и сжавшегося спроса. Несмотря на объективные сложности, к инновационному развитию готово и государство, и сами автопроизводители.

Констатируют спад

Проведение специализированного форума на территории г.о. Тольятти и внимание правительства Самарской обл. к проблемам поставщиков автокомпонентов выглядят далеко не случайными. Автомобилестроительный кластер является системообразующим в структуре промышленного производства региона, а в ПФО сосредоточены крупнейшие отечественные автомобилестроительные предприятия — ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КамАЗ», Группа «ГАЗ», УАЗ и ИжАвто. Также организованы производства Renault-Nissan, Skoda, Volkswagen, Chevrolet, Mercedes, Ford и других мировых автомобильных концернов. Именно поэтому тольяттинской автофорум, из года в год проводящийся под эгидой МЭРИТ, поддержан и на более высоких уровнях.

Так, например, с таким приветственным словом к организаторам и участникам автофорума обратился полпред в ПФО Михаил Бабич. «В автомобильной и смежной с ней отраслях промышленности работает около миллиона человек, что составляет более 6 процентов экономически активного населения», — указывается в приветствии. Бабич отметил, что автомобилестроение — одна из самых высокотехнологичных отраслей промышленности, которая в значительной мере стимулирует развитие всей экономики. Именно поэтому спад экономического развития и, соответственно, сложность в получении надлежащего количества частных инвестиций в отрасль автопроизводства и производства автокомпонентов задают пессимистический тон у ряда наблюдателей.

Констатируют это и эксперты. «Авторынок долгое время рос, но эта позитивная картина, к сожалению, на сегодняшний день закончилась, — констатировал глава областного Минэкономразвития Александр Кобенко. — Мы имеем достаточно серьезный негативный тренд, его чувствуют все участники рынка, чувствует экономика нашего региона». А Тольятти в силу своей специфики интенсивно реагирует на изменения, происходящие на автомобильном рынке.

Заместитель председателя правительства — министр промышленности и технологий Самарской обл. Сергей Безруков сообщил, что падение производства легковых автомобилей за 9 месяцев т.г. на 8,4% произошло в основном за счет падения производства Лада, Ford и GM. Так, ОАО «АВТОВАЗ» без учета контрактной сборки произвело за 9 месяцев 376,3 тыс. автомобилей (-22,5% к соответствующему периоду прошлого года.). А всего с начала года по 23 ноября продано 339 135 автомобилей. «2014-й — сложный год для всех автопроизводителей и для АВТОВАЗа. Наши продажи в этом году снизились на 18%, производство сейчас сокращено на 83 тыс. автомобилей, — отметил президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссон. — Но мы планируем, что объем производства в 2015 г. будет примерно на 20% выше, чем в этом году».

Амбициозная программа

Вместе с тем у одного из ключевых потребителей продукции автокомпонентного производства — ОАО «АВТОВАЗ» — на следующий год запланирована весьма амбициозная программа. Производство LADA Largus Cross перенесено на январь 2015 г. Также, как было сказано выше, ОАО «АВТОВАЗ» планирует нарастить объемы производства в 2015 г. примерно на 20%. Кроме того, именно в 2015 г. планируется запустить в серию два концепта от автогиганта -LADA Vesta и LADA XRAY. «Через 300 дней мы начнем выпуск автомобиля Lada Vesta, стоимость которого составит от 400 тыс. р. В создание производства будет вложено 5 млрд р. Практически одновременно мы планируем начать выпуск Lada XRAY в Тольятти на той же линии, где сейчас выпускаются автомобили Альянса Renault — Nissan. Если мы сможем выполнить эти задачи, то одержим победу, иы надеюсь, партнеры АВТОВАЗа разделят наш успех», — поделился планами ОАО «АВТОВАЗ» на 2015 г. его президент Бу Андерссон. Перспективные модели LADA Vesta и LADA XRAY, а также новые автомобили линейки Cross были продемонстрированы участникам форума на стенде АВТОВАЗа.

Порядка 40% экономики Самарской обл. завязано на автопром. В регионе производится крупнейший объем автомобилей в Европе и одинаково сильно представлены автопроизводители и поставщики автокомпонентов. Сейчас автокомпоненты для АВТОВАЗа выпускают более 700 компаний, 307 из них расположены в Поволжье, в т.ч. 178 — в Самарской обл. Всего в 2014 г. АВТОВАЗ направил около 90 млрд р. на закупку комплектующих у производителей, работающих в России. В целом же более 80% компонентов для машин АВТОВАЗа изготавливаются на территории РФ. Поэтому планы ОАО «АВТОВАЗ» по наращиванию производства, захвату

и удержанию определенных ниш рынка напрямую влияют на планы правительства Самарской обл. в области поддержки производителей автокомпонентов. Очень важно организовать эффективное взаимодействие между ними. Задача подобных мероприятий — в организации совместной работы.«Мы должны органично вписать в эту работу программы поддержки, которые сегодня есть на федеральном и региональном уровне, — считает Кобенко. — Но одни мы, только как орган власти, не сможем решить эту задачу, какие бы программы мы ни реализовывали. Это сложно сделать только самим автопроизводителям и производителям автокомпонентов. Задачи развития можно решить только вместе».

Государство поможет

Есть несколько амбициозных проектов, направленных на развитие отрасли в целом и локализацию производства комплектующих на территории региона. «В первую очередь это создание особой экономической зоны. Мы много усилий прилагаем, чтобы этот проект состоялся. Большая часть компаний — резидентов ОЭЗ включаются в технологические цепочки АВТОВАЗа, Альянса Renault — Nissan, Джи Эм-АВТОВАЗ. Фактически, мы не просто развиваем автокомпонентное производство, но и создаем рабочие места, на которые безболезненно позволяем перемещаться людям, высвобождаемым с АВТОВАЗа в рамках программы оптимизации. Кроме того, мы ждем запуска в первом квартале 2015 г. производства компании Bosh. В целом мы отмечаем большой интерес потенциальных инвесторов к тем площадкам индустриальных парков, которые созданы на территории региона», — рассказал журналистам Александр Кобенко.

Но помимо глобальных начинаний в регионе действует целая система адресной поддержки совершенствования автопроизводства. По оценке Александра Кобенко, за последние 5 лет уровень дефектов в автокомпонентах снизился в порядка 35-40 раз. И это результат системной работы по поддержке как самого ОАО «АВТОВАЗ», так и его поставщиков. Это и субсидии на техническое перевооружение предприятий автомобилестроения, и финансирование прикладных исследований, инновационных разработок, и компенсация затрат на рабочую силу, энергоресурсы, производство автомобилей экологических классов ЕВРО-4 и ЕВРО-5, и другие. Но ключевой мерой на сегодняшний день является программа утилизации. Сейчас по программе продается более 13 тыс. автомобилей в неделю, а с начала действия программы продано 43 712 автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ». Говоря о закупках автомобилей для государственных нужд, Александр Кобенко отметил следующее: «Губернатор поставил перед нами задачу, чтобы все автомобили, покупающиеся в регионе для государственных нужд, для нужд министерств и ведомств, приобретались с учетом ориентации на тот продукт, который производится в нашем регионе».