Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (524) | 24 ноября 2014г.
 

Агентурная сеть

АвтоВАЗагрегат предпочитает тратиться на посредников

Сейдамет Абреков

21 октября ОАО «АвтоВАЗагрегат», генеральным директором которого является Виктор КОЗЛОВ, сумело в апелляционной инстанции оспорить решение Арбитражного суда Самарской обл., которым с него было взыскано в пользу ООО «Парус-Сервис» чуть более 30,1 млн р. «Парус-Сервис» выполнял на территории АвтоВАЗагрегата работы, причем через агента — ООО Торговый дом (ТД) «АвтоВАЗагрегат». АвтоВАЗагрегат должен оплатить услуги агента, но не заплатил подрядчику. Возникает вопрос: зачем вообще компания Виктора Козлова внедряет в финансовые схемы агентов, особенно на фоне все ухудшающихся показателей самого АвтоВАЗагрегата?

Решение о взыскании с ОАО «АвтоВАЗагрегат» в пользу ООО «Парус-Сервис», директором которого является Руслан Зиатдинов, а единственным учредителем — Рауза Зиатдинова, было вынесено Арбитражным судом Самарской обл. 26 августа 2014 г. Из него стали известны подробности взаимоотношений АвтоВАЗагрегата с этой компанией, а также схемы, применяемые АвтоВАЗагрегатом со своим дочерним предприятием — ООО «ТД «АвтоВАЗагрегат». Примечательно, что ранее ООО «ТД «АвтоВАЗагрегат», директором которого сегодня числится Сергей Юдаков, ранее носило иное название, а именно ООО «Газета «Понедельник».

25 октября 2012 г. ТД заключил с АвтоВАЗагрегатом агентский договор. «В соответствии с которым, третье лицо (ТД. — Прим. авт.) как агент обязался за вознаграждение от своего имени и за счет ответчика как принципала осуществлять следующие действия...» — говориться в решении суда. Далее шло перечисление этих действий. Одним из таких действий стало заключение договора с целью организации строительных и монтажных работ по адресу: г. Тольятти, Поволжское шоссе, 3. По этому адресу находятся производственные мощности самого АвтоВАЗагрегата. Стоит напомнить, что это предприятие является одним из крупнейших поставщиков ОАО «АВТОВАЗ» по такой номенклатуре, как сиденья, глушители и комплектующие к ним. Кроме того, стало известно, что в отношении своего дочернего предприятия — ТД «АвтоВАЗагрегат» — ОАО «АвтоВАЗагрегат» вдруг обязалось оплатить авансовые расходы, связанные с выполнением поручений.

Почему ОАО «АвтоВАЗагрегат», раз уж компания тратит средства на закупку работ и услуг, напрямую не выстраивает отношения с контрагентами, а пользуется посредническими услугами? Это не совсем понятно. Особенно на фоне того, что оплата посреднических услуг, в данном случае в пользу ТД, может быть весьма существенной. И это при том, что финансовая ситуация на самом АвтоВАЗагрегате далеко не радужная. Однако вот что по этому поводу сообщил «Хронографу» генеральный директор ОАО «АвтоВАЗагрегат» Виктор Козлов: «Наше дочернее предприятие (ООО «ТД «АвтоВАЗагрегат». – Прим. авт.) было привлечено к организации строительно-ремонтных работ, поскольку данный вид деятельности не является профильным для завода. Такое решение позволило не загружать нашу коммерческую службу и службу главного инженера решением вопросов, не связанных с их основной деятельностью».

Скоро работников и партнеров у АвтоВАЗагрегата может вовсе не остаться
Скоро работников и партнеров у АвтоВАЗагрегата может вовсе не остаться

Далее Козлов дал понять, что его предприятие работает так и по другим направлениям: «Среди наших дочерних предприятий также есть транспортная организация, предприятие общепита и т. п., и нет ничего странного в распределении хозяйственных функций между ними. Такие действия как раз-таки способствуют экономному и целевому использованию денежных средств». Между тем ситуация заставляет ОАО «АвтоВАЗагрегат» постоянно кредитоваться в коммерческих банках. Так, по итогам 2011 г. выручка АвтоВАЗагрегата составила чуть более 6 млдр р. при чистой прибыли около 69,5 млн р. В 2012 г. эти показатели составили 4,2 млрд р. и 41 млн р. соответственно. 2013 г. оказался еще хуже: чуть менее 3 млрд р. выручки и 14,5 млн р. чистой прибыли. Заимствования, наоборот, стабильно росли. Если по итогам 2011 г. АвтоВАЗагрегат отчитался о 190 млн р. займов, а по итогам 2012 г. — о 498 млн р., то за 2013 г. компания оказалась должна уже более 2 млрд р. Таким образом, размер заимствований стал составлять практически 70% годовой выручки.

Судя по всему, в 2014 г. ситуация нисколько не изменилась. Подобная тенденция приводит к уменьшению численности персонала. Если в начале 2013 г. на АвтоВАЗагрегате, согласно отчету этого предприятия за 2013 г., трудилось 2027 человек, то в конце года — 1659. Т. е. на 368 человек, или на 18,15%, меньше. Однако Козлову, вероятно, пессимизм не свойственен: «Привлечение заемных средств никоим образом не указывает на то, что предприятие близко к банкротству. Пожалуй, это, наоборот, демонстрирует перспективу развития, т. к. ни одно кредитное учреждение или банк не будет выделять средства на реанимацию умирающего предприятия. Деньги вкладывают в то, что приносит доход». Вероятно именно так же рассуждали топ-менеджеры ОАО «Мечел», который сегодня на грани банкротсва и его проблемы обсуждаются на правительственном уровне. В Мечеле тоже предпочитали наращивать долги, объясняя, что это и есть залог успеха работы предприятия. В итоге совокупный долг ОАО «Мечел» достиг уровня в S 9 млрд, что сопоставимо с годовой выручкой «Металлурга». Однако АвтоВАЗагрегат -это не Мечел, и его проблемы на уровне федерального правительства никто обсуждать не будет.

Если же вернуться к подписанию АвтоВАЗагрегатом агентского договора с ТД «АвтоВАЗагрегат», то следует заметить, что это произошло уже в то время, когда контроль над ОАО «АвтоВАЗагрегат» перешел к структурам, связанным с Государственной корпорацией «Рое-технологии». Генеральный директор этой госкорпорации — Сергей Чемезов. Получается, что подобного рода договоры, от которых кроме как необоснованных расходов АвтоВАЗагрегат вряд ли что-то сможет получить, полностью устраивают Ростехнологии.

Что же касается взаимоотношений «Парус-Сервиса» и АвтоВАЗагрегата, то из решения Арбитражного суда Самарской обл. выяснилось, что «Парус-Сервис» выполнил строительные и монтажные работы по адресу: г. Тольятти, Поволжское ш., 3, по договорам и дополнительным соглашениям, подготовленным в октябре 2013 г. «Факт выполнения и принятия работ ответчиком также подтверждается актами технической приемки, утвержденными ответчиком и подписанными сторонами без замечаний... Кроме того, в актах технической приемки, составленных в произвольной форме, подписанных комиссией, состоящей из представителей истца и ответчика, указано, что работы выполнены в соответствии со строительными нормами и правилами и дефектно-сметной документацией. Комиссией ответчика указано, что отклонения от проектно-сметной документации отсутствуют, работы выполнены согласно проекту 1477 ГП-2, лист № 2, локальный сметный ресурс № 354», -поясняется в решении суда.

Таким образом, суд первой инстанции принял решение о взыскании с АвтоВАЗагрегата чуть более 30,1 млн р. 29 сентября АвтоВАЗагрегат подал апелляционную жалобу. 21 октября на заседании Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда (11ААС) эта жалоба была удовлетворена в полном объеме.

Между тем у ООО «Парус-Сервис» еще сохраняется возможность оспорить постановление 11ААС в кассационной инстанции. Пока это не случилось, ставить точку в данном конфликте рано.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Виктор КОЗЛОВ, генеральный директор ОАО «АвтоВАЗагрегат»

- Если бы стороны ОАО «АвтоВАЗагрегат» не было оснований для спора, то такие дела рассматривались бы достаточно быстро, возможно, в упрощенном порядке. В частности, по искам ООО «Парус-Сервис» со стороны ОАО «АвтоВАЗагрегат» есть претензии по объему и качеству выполненных работ, и ответчик был вынужден обращаться в апелляционную инстанцию, поскольку суд первой инстанции принял решение, отказав ОАО «АвтоВАЗагрегат» в проведении строительной экспертизы с целью определения реальной стоимости выполненных работ. Наличие исковых требований к организации свидетельствуют лишь о том, что предприятие в своей деятельности очень скрупулезно отслеживает исполнение обязательств контрагентами и всеми силами старается отстаивать свои хозяйственные интересы при возникновении хозяйственных споров. Кроме того, в настоящее время с нашей стороны предъявлен иск к ООО «ТПВ РУС» и еще ряду других организаций. Кроме того, если вы хотите продемонстрировать объективность при освещении тем с поставщиками ОАО «АВТОВАЗ», не забудьте сообщить, что Волжский завод увеличил сроки оплаты за поставку автокомпонентов и это естественным образом сказывается на поставщиках всех уровней и вынуждает их к дополнительному привлечению оборотных средств.