Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (524) | 24 ноября 2014г.
 

Минуя посредников

СКС переводит абонентов самарских УК на прямые расчеты за воду

Борис Кротов

В декабре большинству жителей Самары придут квитанции на оплату услуг ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС) по водоснабжению и водоотведению. Переводить абонентов на прямые расчеты ресурсоснабжающая организация начала в сентябре. СКС приняло такие меры, чтобы жители могли рассчитываться с предприятием, минуя посредников в лице управляющих компаний (УК). Последние зачастую имеют склонность к банкротствам либо задержке средств граждан на своих счетах для нецелевого использования. В результате СКС недополучают деньги от своих абонентов. Как следствие, не всегда вовремя выполняются обязательства перед самарцами. Переход на прямые расчеты с потребителями коммунальных услуг никакого повышения стоимости услуг не повлечет. Зато прозрачность и оперативность расчетов возрастает. Ведь жители платят только за то, что реально получают.

В сентябре 2014 г. начался перевод абонентов УК на прямые расчеты с СКС. Первыми на прямые расчеты были переведены абоненты ООО «Жилищно-коммунальная система», ООО «Альтернатива» и ООО «ЖКХ-Сервис». В ноябре квитанции по оплате услуг водоснабжения и водоотведения напрямую (за услуги, оказанные в октябре) получили также абоненты ООО УК «Коммунальник», МП г. о. Самара «Коммунальник», ООО «УК ТВН». В декабре на прямые расчеты планируется перевести абонентов еще нескольких управляющих компаний.

Т.е. некоторые жители Самары уже получили отдельные квитанции, выставленные СКС «за услуги водоснабжения и водоотведения». При этом в квитанции, выставленной УК, строки «Водоснабжение» и «Водоотведение» отсутствуют. Важно отметить, что процент сбора денежных средств с абонентов, перешедших на прямые платежи в СКС более полугода назад, составляет свыше 95%, тогда как процент сбора за водоснабжение и водоотведение по платежкам УК и ТСЖ — 80-91%. Это говорит о повышении платежной дисциплины при прямых расчетах. Жители предпочитают платить тому, кто оказывает им реальные услуги, качество которых не оспаривается.

Параллельно внушительное количество УК остается крупными должниками СКС. Список неплательщиков — управляющих компаний и других юридических лиц -размещен на сайте ресурсоснабжающей организации (РСО). Крупнейшим должником СКС по состоянию на 1 ноября числилось ООО УК «ВАСКО» — 158 млн р. Еще 57,9 млн р. задолжало ЗАО «СУТЭК». Всего юрлиц-неплательщиков СКС насчитывают 64 компании. Т. е. деньги жителей, поступающие в эти УК за услуги СКС, до РСО не доходят. Именно поэтому СКС не всегда имеют возможность своевременно проводить ремонтные работы и устранять аварии, причиняющие неудобства гражданам.

Отметим, что после запуска процесса перевода абонентов на прямые расчеты СКС столкнулись с определенной проблемой.

Многие жители, частенько находящие в своих почтовых ящиках письма от различных мошенников, с опаской отнеслись к новым квитанциям по оплате услуг водоснабжения и водоотведения от СКС и придержали платежи.

Однако, несмотря на отсутствие документально оформленных договоров между жителями Самары и СКС, фактически эти договоры заключены путем фактического потребления услуг водоснабжения и водоотведения. Так что опасаться жителям ничего не надо: платежи гарантированно попадут в РСО.

Согласно действующему законодательству СКС являются гарантирующей РСО по водоснабжению и водоотведению на территории г. о. Самара. В силу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах СКС являются исполнителем коммунальных услуг и обязаны поставлять ресурсы потребителям независимо от того, заключен ли договор между РСО и управляющими компаниями. Соответственно, РСО в лице СКС в этом случае является для потребителей добросовестным поставщиком коммунальных услуг. Согласно п. 6 вышеупомянутых Правил договор о предоставлении коммунальных услуг заключается не только в письменной форме, но и путем совершения действий, свидетельствующих об их фактическом потреблении (на языке юристов — конклюдентных действий). Т. е., открывая кран, потребитель автоматически берет на себя обязательство оплатить коммунальную услугу. Письменное оформление правоотношений в части потребления и предоставления коммунальных услуг не обязательно.

Таким образом, ввиду наличия фактов потребления коммунального ресурса жителями многоквартирных домов (жители пользуются водой и канализацией независимо от наличия или отсутствия договора между управляющей компанией и СКС), договоры между потребителями и РСО являются заключенными, а потребленный ими коммунальный ресурс подлежит оплате. Следовательно, оплачивать услуги водоснабжения и водоотведения согласно квитанциям, выставляемым СКС, необходимо.

Разумеется, переход на прямые расчеты с потребителями коммунальных услуг не влечет никакого повышения стоимости услуг. Зато прозрачность и оперативность расчетов возрастает. Расчет платы за коммунальные услуги производится СКС исключительно в установленном законом порядке по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта РФ, и не может повышаться из-за изменения схемы платежей.

При этом платить отдельно за воду и канализацию вовремя не только нужно, но и выгодно: грядущей зимой СКС вновь будут поощрять самых добросовестных плательщиков подарками по акции «В Новый год — без старых долгов!». СКС уже дважды проводили подобную акцию. Были награждены потребители, всегда своевременно или авансом оплачивающие коммунальные услуги. Те потребители, которые имели задолженность, но погасили ее в период проведения акции, также участвовали в поощрительных мероприятиях.

Кроме того, им были прощены начисленные за задержку платежей пени. Кстати, акция «В Новый год — без старых долгов!» направлена и на ужесточение работы со злостными неплательщиками. К должникам, не желающим отвечать по обязательствам, применят жесткие санкции. Вплоть до ограничения права на выезд за рубеж, ареста имущества и т.д.

Справка:

Для удобства тех потребителей, кому нужны справки об отсутствии задолженностей за коммунальные услуги, выписки, перерасчеты и т.п., «Самарские коммунальные системы» оперативно открыли в различных районах города семь центров обслуживания клиентов по адресам:

- ул. Луначарского, 56;

- ул. Фрунзе, 64;

- ул. Чернореченская, 16а;

- ул. Молодежная, 13;

- ул. Томашевский тупик, 8;

- ул. Советской Армии, 146;

- ул. А. Матросова, 153г.

Комментарии

Анна ВЛАЩЕНКО, директор ООО «СКС» по сбытовой деятельности

- Ситуация заключается в следующем: мы выставили свои квитанции за водоснабжение и водоотведение абонентам, но некоторые люди сознательно или несознательно придерживают платежи, потому что опасаются мошенничества. Все новое некоторой частью населения воспринимается как что-то неизведанное. Людям необходимо понять, что от прямых расчетов выигрывают все. При таком методе расчета оплата идет непосредственно к нам, а не к каким-то посредникам. Управляющие компании могут обанкротиться, уйти с рынка, преобразоваться в другие юрлица. Долги при этом остаются. Минуя посредников, мы получаем больше возможностей проводить ремонты, своевременно устранять те или иные неполадки. Это нормальная ситуация, ведь за электричество и газ квитанции всегда приходят отдельно — и все в порядке, люди привыкли к этому.