Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (493) | 24 февраля 2014г.
 

Под ударом

Со стороны полигона может оказаться почти вся территория Правобережья. фискальный регистратор касса в терминал

Вероника Синицына

20 февраля подтвердилась информация о том, что как минимум три территории Правобережья Самарской обл. могут оказаться на грани экологической катастрофы. Сейчас здесь сложилась тяжелейшая ситуация с размещением и утилизацией отходов, особенно 2-го и 3-го классов опасности. Выход видится в скорейшем строительстве и вводе в эксплуатацию второй очереди высоконагружаемого полигона захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) и промышленных отходов (ПО). Депутаты Думы г.о. Сызрань (СыГД) вышли с обращением о соответствующем финансировании в правительство Самарской обл.

Дойдет до президента

Отходы 2-го и 3-го классов опасности образуются в результате производственной деятельности предприятий. Ранее они размещались на специализированном объекте — карте №1 сызранского полигона ПО. 27 августа 2013 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской обл. было выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Эксплуатация объекта должна быть прекращена.

Строительство высоконагружаемого полигона захоронения ТБО и ПО в Сызрани было начато еще в 2001 г. Оно велось очередями и предполагало поэтапное введение объектов полигона в эксплуатацию. Причем первая очередь первого пускового комплекса первого этапа полигона была введена в эксплуатацию лишь в 2008 г. Это было обусловлено рядом как объективных, так и субъективных причин.

Первая очередь включала в себя половину предполагаемой карты ТБО уплотненных отходов. Площадь ее составляет около 2,3 га. Она рассчитана на захоронение 385 тыс. куб.м отходов. Срок эксплуатации очереди проектом был определен в шесть лет.

К тому же здесь нужно учитывать, что по сравнению с 2001 г. и с 2008 г. объем ТБО и ПО, в т. ч. 2-го и 3-го классов опасности, возрос в несколько раз. Сейчас только с территории Сызрани полигоном принимается в год до 290 тыс. куб.м неуплотненных отходов. В перспективе же полигону предстоит принимать около 27 тыс. куб.м отходов с территории Сызранского р-на в год и 54,6 тыс. куб.м — с территории Октябрьска.

Такая ситуация не могла не привести к сокращению сроков эксплуатации карты ТБО и карт ПО. Назрела острая необходимость продолжения строительства второго этапа карты складирования ТБО и карт складирования ПО 2-3 класса опасности.

Ситуация требует незамедлительного принятия мер
Ситуация требует незамедлительного принятия мер

В противном случае на грани экологической катастрофы могут оказаться не только Сызрань, но и Октябрьск, и Сызранский р-н.

Возможно, опасность грозит распространиться и на Шигонский р-н. А он известен не только рекреационной зоной, но и ФГБУ «Санаторий «Волжский Утес» Управления делами Президента Российской Федерации. Среднесуточные концентрации загрязняющих веществ, выделяемых в атмосферный воздух, в районе полигона пока не превышают предельно допустимых параметров. Но завтра ситуация может измениться.

Превентивные меры

Названная проблема сложилась, конечно, не за один день. Муниципалитеты сейчас сталкиваются с проблемой роста отходов производства и потребления почти повсеместно. Причем, по оценкам экспертов, количество отходов из года в год будет увеличиваться. В связи с этим актуальными становятся и вопросы охраны окружающей среды. Это касается как Самарской обл. в целом, так и ее Правобережья. Здесь есть свои особенности.

Работа по специализированному объекту, конечно, не прекращалась. В 2013 г. реализовывался ряд мероприятий. Осуществлялось складирование отходов по видам и классам опасности; проведение санитарной изоляции размещаемых отходов грунтом. Во избежание возникновения очагов возгорания было обеспечено дежурство бойлерной техники. Также силами аккредитованных организаций велись инструментальные исследования атмосферного воздуха в зоне влияния полигона (см. «Хронограф» №17 (461) от 27.05.13).

Но все эти меры давали и дают лишь частичный эффект. Для полного решения проблемы необходимо скорейшее введение в эксплуатацию второй очереди полигона.

Нейтрализовать угрозу

Проект второй очереди включает в себя формирование полигона ТБО (вторая очередь); строительство шламонакопителя жидких и пастообразных нефтепродуктов (две секции), шламонакопителя захоронения жидких и пастообразных отходов 3-го и 4-го классов опасности.

Также -спецкарты размещения ПО 2то класса опасности (две секции); автодороги и площадки полигона. Предусмотрен и ремонт подъездных путей.

Финансирование строительства этого объекта запланировано по областной целевой программе «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской обл. на 2010-2012 гг. и на период до 2020 г.» (программа). В 2014 г. по программе предполагалось выделение почти 23,3 млн р. и далее, вплоть по 2020 г., — равными долями в таких же размерах. По целевой программе г.о. Сызрань «Социально-экологическая реабилитация территории г.о. Сызрань на 2009-2015 гг.» предусмотрен объем финансирования в 2014 г. — в 3,5 млн р., в 2015 г. — 3 млн р.

Но полигон нужен уже сегодня. Депутаты СыГД приняли обращение в правительство Самарской обл. по вопросу выделения финансирования в полном объеме для продолжения строительства полигона и ввода его в эксплуатацию в 2014 г.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Алексей РОМАНЕНКО, и.о. главы администрации г.о. Сызрань

- Проблема захоронения ТБО очень актуальна для Сызрани. Мы являемся участниками областной целевой программы..., в которой заложены средства на строительство 2-й очереди высоконагружаемого полигона... Финансирование в настоящий момент предусмотрено на 2016 г., в ближайшее время необходимо решить вопрос о строительстве карты захоронения промышленных отходов. Администрация... принимает меры для решения данной проблемы.

Михаил ДВУРЕЧЕНСКИХ, директор СМУП «Экопром»

- Карта №1 сызранского полигона промышленных отходов к июню 2014 г. будет переполнена. Необходимо срочно строить карту промотходов на новом полигоне. Кроме того, необходимо рекультивировать старую свалку. Она эксплуатировалась с 1975 г. и два года назад исчерпала возможности. Стоимость всех этих работ может составить до 50 млн р. В летний период происходит самовозгорание отходов, что приводит к дополнительным затратам на ликвидацию пожаров, оплату штрафных санкций. Программу социально-экологической реабилитации необходимо реализовать в ближайшее время.