Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (421) | 18 июня 2012г.
 

Переделают под себя

Сфера пассажирских перевозок заинтересовала новую администрацию Тольятти

ИА «Центр-Инфо»

В июне стали известны подробности возможной корректировки маршрутной сети пассажирских перевозок на территории г. Тольятти. Ранее со стороны мэра Тольятти Сергея АНДРЕЕВА прозвучали высказывания, наводящие на мысль о предстоящих изменениях в организации пассажирских перевозок в Тольятти. В частности, Андреев говорил о необходимости закупки нового подвижного состава для муниципальных предприятий и переформатирования маршрутной транспортной сети.

В своем выступлении на аппаратном совещании 21 мая Сергей Андреев рассказал о том, что в городе присутствует потребность в приобретении подвижного состава средней вместимости. В качестве примера были упомянуты автобусы марки «МАЗ», которые в небольшом количестве уже курсируют по городским маршрутам. Следует отметить, что ранее муниципальный транспортный парк состоял лишь из автобусов большой вместимости.

Частные перевозчики сегодня предпочитают использовать на своих маршрутах транспорт малой вместимости. Однако ввиду того, что мэрия Тольятти начала закупать подвижной состав средней вместимости, с уверенностью можно отметить, что данная тенденция приводит к росту конкуренции на рынке пассажирских перевозок. Совершенно логично, что с роста парка муниципального транспорта средней вместимости альтернативные перевозчики будут испытать еще более серьезную конкуренцию.

Кроме того, конкуренцию частным перевозчикам муниципальные предприятия могут составлять не только за счет использования комфортабельного транспортного состава, но и за счет стоимости проезда. При этом цена может играть основную роль, оказывающую влияние на выбор потребителя, в данном случае пассажира.

Мэром города также была озвучена информация об изменении цен на проезд у некоторых частных тольяттинских перевозчиков. По имеющимся данным, стоимость проезда между районами достигла 22 р. Проезд в муниципальном транспорте пока продолжает оставаться на прежнем уровне, т. е. в размере 15 р. за одну поездку.

Очевидно, что в интересах лоббистов частных перевозчиков, чтобы и в муниципальном транспорте повысилась цена провоза одного пассажира. Однако даже после планового увеличения цены проезда до 18 р., этот показатель все равно останется ниже, чем у частных перевозчиков.

Важно отметить, что во многом это лобби формировалось в предыдущие годы и при прежних составах администрации Тольятти. Судя по всему, действующее руководство мэрии Тольятти еще не успело выстроить с альтернативными перевозчиками отношений, которые можно было наблюдать в прошлом. Если это так, то заявления о продолжении закупки автобусов небольшой вместимости, а также неготовность повышать проезд в муниципальном транспорте стоит считать определенными шагами, которые поспособствуют тому, что т.н. альтернативщики будут вынуждены подстраиваться под условия, предложенные мэрией во главе с Сергеем Андреевым. Пока же именно владельцы альтернативного пассажирского транспорта пытаются диктовать условия, в частности, повышая цену проезда.

Здесь стоит отметить, что 18 мая самарское УФАС объявило о привлечении к ответственности многих частных тольяттинских перевозчиков. 23 организации были признаны нарушившими закон «О защите конкуренции». В отношении еще 13 перевозчиков дела об административных правонарушениях находятся в стадии рассмотрения. Суть нарушений — в незаконном повышении стоимости проезда, которое произошло в конце 2010 г. Примечательно, что эта информация была раскрыта накануне заявлений Андреева о предстоящих изменениях на тольяттинском рынке пассажирских перевозок.

Кроме того, мэр заявил о том, что планируется изменить городскую маршрутную сеть. «Будем заказывать исследование пассажиропотока и на основании этого исследования переформатировать маршрутную сеть», — разъяснял Андреев присутствующим на аппаратном совещании.

Скоро на дорогах Тольятти может остаться только муниципальный транспорт
Скоро на дорогах Тольятти может остаться только муниципальный транспорт

Внимание привлекает то, что за последние годы в Тольятти не велось каких-либо значительных застроек территорий, также не увеличивалось количество населения. Соответственно, нельзя говорить, что существует реальная необходимость изменений в маршрутной системе пассажирских перевозок.

Что касается проведения исследования, то его последствием может стать значительное изменение маршрутной сети, что, скорее всего, приведет к переформатированию всего тольяттинского рынка пассажирских перевозок. Очевидно, что пострадать от подобного рода исследования прежде всего могут альтернативные перевозчики.

Во многом схожие процессы уже наблюдаются в сфере рекламного рынка г. Тольятти. В данном случае просматриваются связи бенефициара ГК «Ректол» Александра Котляра — одного из основных игроков городского рынка рекламы — с нынешним руководителем управления потребительского рынка Рафаилем Сунгатуллиным, в чьем ведении находятся вопросы рекламы. Именно этим обстоятельством может объясняться недавний приход в мэрию Тольятти бывшего директора ООО «Ректол» Алексея Юрьева. При этом не исключено, что со стороны Юрьева уже были предприняты шаги к давлению на конкурента «Ректола» — ООО РПС «Миллениум».

Однако процессы, проходящие вокруг рынка пассажирских перевозок, более сложные. Здесь для решения вопросов мало провести кадровые перестановки. Судя по всему, мэрия избрала более длительный по времени, но в то же время более эффективный способ создания таких условий, когда альтернативные перевозчики будут уходить с рынка по причине снижения прибыльности бизнеса. А как еще могут развиваться события, если количество пассажиров, которые будут пользоваться альтернативным транспортом, снизится, а в перспективе, с переформатированием маршрутной сети, и вовсе «альтернативщикам», по крайней мере тем, кто сегодня присутствует на рынке, могут достаться малорентабельные маршруты.

Если это так, то заявления о продолжении закупки автобусов небольшой вместимости, а также неготовность повышать проезд в муниципальном транспорте стоит считать определенными шагами, которые поспособствуют тому, что т.н. альтернативщики будут вынуждены подстраиваться под условия, предложенные мэрией во главе с Сергеем Андреевым. Пока же именно владельцы альтернативного пассажирского транспорта пытаются диктовать условия, в частности, повышая цену проезда.

Здесь стоит отметить, что 18 мая самарское УФАС объявило о привлечении к ответственности многих частных тольяттинских перевозчиков. 23 организации были признаны нарушившими закон «О защите конкуренции». В отношении еще 13 перевозчиков дела об административных правонарушениях находятся в стадии рассмотрения. Суть нарушений — в незаконном повышении стоимости проезда, которое произошло в конце 2010 г. Примечательно, что эта информация была раскрыта накануне заявлений Андреева о предстоящих изменениях на тольяттинском рынке пассажирских перевозок.

Кроме того, мэр заявил о том, что планируется изменить городскую маршрутную сеть. «Будем заказывать исследование пассажиропотока и на основании этого исследования переформатировать маршрутную сеть», — разъяснял Андреев присутствующим на аппаратном совещании. Внимание привлекает то, что за последние годы в Тольятти не велось каких-либо значительных застроек территорий, также не увеличивалось количество населения. Соответственно, нельзя говорить, что существует реальная необходимость изменений в маршрутной системе пассажирских перевозок.

Что касается проведения исследования, то его последствием может стать значительное изменение маршрутной сети, что, скорее всего, приведет к переформатированию всего тольяттинского рынка пассажирских перевозок.

Очевидно, что пострадать от подобного рода исследования прежде всего могут альтернативные перевозчики.

Во многом схожие процессы уже наблюдаются в сфере рекламного рынка г. Тольятти. В данном случае просматриваются связи бенефициара ГК «Ректол» Александра Котляра — одного из основных игроков городского рынка рекламы — с нынешним руководителем управления потребительского рынка Рафаилем Сунгатуллиным, в чьем ведении находятся вопросы рекламы. Именно этим обстоятельством может объясняться недавний приход в мэрию Тольятти бывшего директора ООО «Ректол» Алексея Юрьева.

При этом не исключено, что со стороны Юрьева уже были предприняты шаги к давлению на конкурента «Ректола» — ООО РПС «Миллениум».

Однако процессы, проходящие вокруг рынка пассажирских перевозок, более сложные. Здесь для решения вопросов мало провести кадровые перестановки. Судя по всему, мэрия избрала более длительный по времени, но в то же время более эффективный способ создания таких условий, когда альтернативные перевозчики будут уходить с рынка по причине снижения прибыльности бизнеса. А как еще могут развиваться события, если количество пассажиров, которые будут пользоваться альтернативным транспортом, снизится, а в перспективе, с переформатированием маршрутной сети, и вовсе «альтернативщикам», по крайней мере тем, кто сегодня присутствует на рынке, могут достаться малорентабельные маршруты.

Примечательно, что 22 мая 2012 г. появилось постановление мэрии 1497-п/1 «Об отмене отдельных муниципальных правовых актов». Данный документ отменяет 14 постановлений и одно распоряжение мэра, определяющих систему организации пассажирских перевозок в Тольятти. В определенной степени это можно считать одним из первых шагов в направлении большого передела этого рынка.

Комментарии

Алексей БУЗИННЫЙ, первый заместитель мэра г. о. Тольятти

- Мэрией г. о. Тольятти планируется проведение работ по комплексному обследованию пассажиропотока и возможная корректировка существующей маршрутной сети на основании полученных данных. Для проведения указанных работ с целью получения комплексного профессионального и качественного результата необходимо привлечение специалистов научно-исследовательского института, специализирующегося на проведении данного вида работ. Для обеспечения более комфортных, безопасных и качественных условий перевозок пассажиров, а также в связи с изношенностью подвижного состава муниципальных пассажирских предприятий мэрия г. о. Тольятти совместно с муниципальными пассажирскими предприятиями проводит работу по обновлению подвижного состава. Автобусы марки «МАЗ» являются современными, надежными, экономичными и комфортабельными. За небольшой период эксплуатации новых автобусов в адрес мэрии уже поступают положительные отзывы о данном подвижном составе. Пассажиры по достоинству оценили современные опции автобусов.

Александр ДОВГОМЕЛЯ, депутат Думы г. о. Тольятти

- АТП-3 и троллейбусное управление имеют транспорт, рассчитанный на большой пассажиропоток. Не считая пиковых нагрузок, они возят воздух, поэтому сейчас они просто выживают. Коммерческий транспорт более оптимизирован, имею в виду среднюю и малую вместимость. Они не могут позволить себе ездить впустую. Речь идет о том, что бы оптимизировать потоки и предоставить возможность муниципальному транспорту работать в нормальных условиях. Конкуренция, конечно, существует, это нормально. Другое дело, что в этой конкуренции муниципалы пока проигрывали.