Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (421) | 18 июня 2012г.
 

Игра на пополнение

Самарская мэрия займется выдачей разрешений на проведение лотерей

Егор Кошеров

5 июня на сайте администрации г. о. Самара были опубликованы регламенты предоставления таких специфических муниципальных услуг, как «Рассмотрение уведомлений о проведении муниципальных лотерей» и «Выдача разрешений на проведение лотерей». Отныне организовать лотерею смогут любые юридические лица, чью заявку одобрит департамент потребительского рынка и услуг во главе с Валерием МОРГУНОВЫМ. Данный проект в областном центре будет реализован впервые. Судя по всему, до недавнего времени применить опыт Тольятти местным чиновникам мешали незаконно работавшие под вывеской лотерейных игровые клубы.

Предоставлением обеих муниципальных услуг займется департамент потребительского рынка и услуг администрации г. о. Самара. Из раскрытых регламентов видно, что подать заявление на оказание данных услуг сможет непосредственно будущий организатор муниципальной лотереи. К таковым относится любое юридическое лицо, которое в соответствии с Федеральным законом №138 от 11 ноября 2003 г. «О лотереях» должно получить разрешение на проведение лотереи.

Результатом оказания услуг станет оформление разрешения на организацию лотереи на территории г. о. Самара либо мотивированный отказ в выдаче такого разрешения. Полный срок оказания услуги не превысит два месяца со дня подачи организатором заявки в департамент.

К заявлению о предоставлении разрешения на проведение конкретной лотереи должен быть приложен внушительный перечень документов. Особое внимание в мэрии будут обращать на условия лотереи, включающие ее наименование, способ, технологию, сроки и территорию проведения.

Также требуется утвердить порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи, алгоритм определения выигрышей, порядок и сроки получения денег, способ информирования участников лотереи о ее условиях. Для этого между участником лотереи и организатором необходимо заключить соответствующий договор. Разрешение будет выдано только в случае надлежащей связи между предоставляемыми организатором товарами (услугами) и предлагаемой для их продвижения лотереи, которая якобы должна являться исключительно стимулирующей.

Стимулирующей лотереей, согласно ФЗ №138, признается лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы приобретателями билетов. Ее призовой фонд формируется за счет средств организатора. Однако в этом случае непонятна выгода муниципалитета, ведь из смысла ст. 10 ФЗ №138 следует, что целевые отчисления при проведении стимулирующей лотереи не предусмотрены.

Сложно предположить, что департамент Моргунова стремится просто повысить объемы товаров и услуг, реализуемых в Самаре. Судя по всему, призовой фонд каждой из лотерей, вероятно, все же будет формироваться за счет продажи лотерейных билетов. Но в этом случае она перестанет быть стимулирующей.

В пользу этой версии свидетельствует ряд условий, поставленных департаментом перед организаторами лотерей. Последние должны представить технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию розыгрышей и с расчетом предполагаемой выручки. В опубликованном регламенте также содержится ссылка на нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах).

По закону нормативы действуют только в отношении лотереи, призовой фонд которой формируется за счет поступлений от участников, приобретающих право на участие покупкой билетов. Размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от продажи билетов должен составлять не менее 50% и не превышать 80%. Размер целевых отчислений, в свою очередь, должен составлять не менее 10% от выручки. Таким образом, организаторы и муниципалитет на паритетных началах могут поделить до 50% выручки от проведения лотерей.

В ФЗ №138 сказано, что целевые отчисления от лотереи используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий, а также осуществления благотворительной деятельности. Как планируется осваивать запланированные к поступлению в бюджет средства от проведения лотерей на территории Самары, сказать пока сложно.

На память приходит опыт Тольятти, в котором муниципальные лотереи стартовали с лета 2004 г. В настоящий момент в реестр зарегистрированных лотерей внесено свыше ста компаний-организаторов, среди которых замечены, например, ОАО «Сбербанк России» и ОАО «МСС-Поволжье» (ныне Поволжский филиал ОАО «Мегафон»). Видимого эффекта в плане увеличения социальных расходов мэрии это пока не принесло. Зато свою выгоду из ситуации могли извлечь различные некоммерческие образования (НКО), нашедшие в распространении лотерейных билетов дополнительные источники финансирования своей деятельности.

Данной технологией вполне могут воспользоваться и многочисленные самарские НКО, например, благотворительные фонды и правозащитные организации.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.