Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (400) | 16 января 2012г.
 

«Центральная» остается мифом

Власти больше не рассчитывают построить в Самаре крупную магистраль к ЧМ-2018

Сергей Ромашов

Стало понятно, что магистраль «Центральная» в Самаре не будет построена к чемпионату мира (ЧМ) по футболу 2018 г. По информации министра транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Николая СИНЕЛЬНИКОВА (на фото), строительство данного направления потребует большого объема инвестиций, времени и ресурсов. Ряд аналитиков «Хронографа» полагают, что отказ приурочить строительство магистрали именно к ЧМ-2018 может иметь достаточно простое объяснение. Сегодня под большим вопросом строительство стадиона, а следовательно, и сам факт проведения игр ЧМ-2018 в Самаре.

Очертания магистрали «Центральной» появились в генеральном плане города еще в 1965 г. Шоссе непрерывного движения должно было пройти через весь город — от Ракитовского шоссе до пл. Урицкого — и стать основной транспортной осью Самары. Автодорога должна была не только облегчить передвижение по городу, но и соединить транспортную развязку у пос. Водино с обводной дорогой вокруг Самары и федеральной трассой М5. Строительство магистрали «Центральная» началось спустя 6 лет после разработки концепции, но вскоре было остановлено.

В сентябре 2009 г. экс-министр транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Валерий Матвеев заявил, что правительство Самарской обл. отказывается от своих планов по строительству «Центральной», т. к. проект потребует не менее 8 млрд р., которых в областной казне не было.

Решением вопроса со строительством магистрали «Центральная» занималась и мэрия. Так, в апреле 2010 г. бывший глава города Виктор Тархов заявил о том, что город нашел инвесторов в лице проектно-конструкторской мастерской «Русич», входящей в группу компаний «Уран». В итоге мэрия и компании группы «Уран» подписали рамочное соглашение о взаимодействии по вопросам реализации проекта. Однако уже в сентябре 2010 г. инвесторы отказались от реализации проекта, якобы из-за ограничений со стороны санитарных норм и правил.

Новое оживление вокруг строительства магистрали началось, когда Самара вошла в список претендентов на проведения ЧМ-2018. В связи с проведением чемпионата мира была поставлена задача — оптимизировать стоимость и сроки строительства. Но две недели назад министр транспорта Николай Синельников заявил о том, что «Центральная» не будет строиться к ЧМ-2018.

«По протяженности данное направление будет превышать требования ФИФА. Кроме того, по срокам строительства невозможно уложиться до 2018 г. Только продолжительность строительства участка от границы г. Самары до пр-та Кирова (8,064 км) составляет 8 лет, а подготовительный период — 2 года. Изначально проект строительства данной автомагистрали был крайне сложным для реализации в связи с большим количеством жилых домов, дачных строений и гаражных массивов на месте строительства, которые подлежали выкупу и сносу», — заявил Синельников.

В то же время в правительстве Самарской обл. уверяют, что отказ от строительства «Центральной» не ставит под сомнение факт проведения ЧМ-2018 в Самаре. Тем не менее заверения властей весьма спорны. Строительство стадиона не отражено даже в генеральном плане города. На прошедших 11 декабря публичных слушаниях по изменениям в генплан стало ясно, что на сегодняшний день строительство стадиона и сопутствующей инфраструктуры к чемпионату мира в городе не предусмотрено. Более того, правовой статус земельных участков в створе рек Самара и Волга противоречит предполагаемому строительству данных объектов. Возможно, именно поэтому власти посчитали нецелесообразным начинать строительство магистрали «Центральной», т. к. не уверены в том, что ЧМ-2018 все-таки пройдет в Самаре.