Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (379) | 11 июля 2011г.
 

Нацелились на ЭКЗА

Новокуйбышевская фирма может стать стопроцентной дочкой иностранной компании

Егор Кошеров

4 июля в Арбитражном суде Самарской обл. прошло заседание по иску ЗАО «ЭКЗА» (г. о. Новокуйбышевск) к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской обл. и другим ответчикам. Компания пытается оспорить отказ в постановке объектов капитального строительства на государственный технический учет и требует внести сведения о них в ЕГРОКС. Не исключено, что после завершения этого спора компания «Трансрейл Холдинг АГ» (Швейцария), являющаяся соучредителем ЭКЗА на 50,2%, может увеличить свое влияние среди акционеров общества.

В настоящее время в Арбитражном суде Самарской обл. рассматривается более 50 исковых заявлений ЗАО «ЭКЗА» к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской обл. и другим ответчикам. В большинстве заявлений компания пытается оспорить отказ ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской обл. Он касается постановки объектов капитального строительства ЗАО «ЭКЗА» на государственный технический учет. Также компания требует внести сведения об объектах в ЕГРОКС.

Активизация представителей истца началась в первых числах февраля, после получения целого перечня соответствующих отказов от ФГУ. В данном случае такое количество исковых заявлений выглядит весьма неоднозначно. Некоторые наблюдатели «Хронографа» отмечают, что вышеуказанные события можно расценить как давление на судебный орган и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской обл.

При этом другие наблюдатели предполагают, что это банальное желание руководства ЗАО «ЭКЗА» внести в общей массе в ЕГРОКС ряд объектов, по тем или иным требованиям, не соответствующих действующему законодательству.

ЗАО «ЭКЗА» с уставным капиталом более 16,9 млн р. зарегистрировано в Новокуйбышевске. Занимается деятельность магистрального железнодорожного транспорта. Генеральным директором компании значится Александр Феклистов.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ на 1 апреля 2011 г. учредителями ЗАО «ЭКЗА» являются ОАО «РЖД» (24,73%), ООО «Нефть-Актив» (25,07%), швейцарская компания АО «ТрансРейл Холдинг АГ» (50,2%). Что касается первой компании, то тут все предельно ясно. ООО «Нефть-Актив» сегодня является дочерней структурой ОАО НК «Роснефть». Компания же «ТрансРейл Холдинг АГ» за время своего существования на территории РФ неоднократно становилась участником разного рода судебных разбирательств. Ее история начинается от непонимания, которое то и дело возникало у компании с подразделениями Министерства путей сообщения (МПС), например, в 1998 г. при финансировании развития инфраструктуры ЗАО «ЭКЗА». Уместно вспомнить и ситуацию с чиновниками вышеупомянутого ведомства, которым каким-то образом удалось списать в качестве штрафов с железных дорог компании $16 млн.

В 1999 г. свет увидело указание МПС РФ от 25 марта 1999 г. №Л-349У «О неправомерном предоставлении маршрутных скидок» за подписью первого заместителя министра МПС РФ Владимира Ильина. «Выявленные нарушения указывают на неправомерное предоставление «Трансрейл Холдинг АГ» скидок с тарифа на перевозку отправок, входящих в такие маршруты. По предварительным подсчетам, финансовые потери РЖД от маршрутных скидок, неправомерно предоставленных «Трансрейл Холдинг АГ» только в июне — июле 1998 г., составили около $730 тыс.», — говорилось в указании Ильина. Существуют и другие упоминания о весьма неоднозначной деятельности компании в конце 90-х.

Между тем последняя инициатива ЗАО «ЭКЗА» по внесению внушительного перечня объектов в ЕГРОКС может оказаться достаточно любопытной, если посмотреть на нее через призму истории развития его основного акционера в лице «Трансрейл Холдинг АГ». Не исключено, что после получения права собственности на эти объекты ЭКЗА компания «Трансрейл Холдинг АГ» может попытаться увеличить свое количество акций до 100%. В результате весь имущественный комплекс новокуйбышевской промывочно- пропарочной станции железнодорожных цистерн, об объектах которой, вероятнее всего, идет речь в Арбитражном суде Самарской обл., может оказаться в собственности иностранной компании.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.