Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (379) | 11 июля 2011г.
 

Александр Стряпчев:

Капремонт прошел, а недоработки остались

Сейдамет Абреков

В июле ООО «УК №2 ЖКХ» открыло в каждом квартале Автозаводского р-на приемные для граждан. Вопросы, касающиеся обслуживания домов, можно будет задать непосредственно руководителям компании. Как ни парадоксально, но до сих пор существенная часть вопросов касается проведенного в 2010 г. в Тольятти капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) в рамках реализации Федерального закона (ФЗ) №185. Получается, что УК, которые не выбирали подрядчиков и не вели данные работы, по-прежнему отвечают за их качество перед тольяттинцами. О сложившейся ситуации в интервью «Хронографу» рассказал первый заместитель генерального директора ООО «УК №2 ЖКХ» Александр СТРЯПЧЕВ.

- Александр Юрьевич, тема проведенного капитального ремонта МКД, как оказалось, до сих пор очень актуальна для многих тольяттинцев...

- В этом нет ничего удивительного. Капремонт прошел, а недоработки остались. Многие из них не устранены до сих пор. Если говорить о домах, которые находятся в управлении нашей компании, то до сегодняшнего дня подрядчиками не сданы на коммерческий учет ОАО «ТЕВИС» 18 узлов приборов учета. В ходе проведенных капремонтов средства были потрачены, узлы формально установлены, а расчет за потребленные ресурсы по-прежнему ведется в рамках нормативов. При этом мы, как управляющая компания, мало что можем сделать в отношении этих подрядчиков. С юридической точки зрения дефекты и недоработки отражены в актах, там же указаны сроки их устранения. Сроки эти, как вы понимаете, давно прошли... Мы вынуждены подавать в суд на исполнителей таких капремонтов, однако важно понимать, что это не решение проблемы. Судебное разбирательство может тянуться очень долго, и на протяжении всего этого времени дорогостоящее и очень важное оборудование будет простаивать. А поставщик ресурсов будет продолжать выставлять счета не по показаниям приборов учета, а по нормативам, которые, как правило, выше реального потребления. В результате средства, которые УК могла бы направить на содержание домов, идут на покрытие непотребленных ресурсов. И именно управляющим компаниям приходится сдерживать натиск населения, которое терпит неудобства из-за чьих-то недоработок.

- Как вам удается в этой, по сути, патовой ситуации удерживать ее под контролем?

- Словом, а где можно, и делом. УК №2 открыла в каждом квартале свои приемные. Мы встречаемся с жителями, стараемся не уходить от острых вопросов, пытаемся, где это в наших силах, решать вопросы. Важно понимать, что УК подрядчиков не выбирали, в проведении ремонтных работ не участвовали. Управляющие компании лишь внесли за жителей 5% средств на софинансирование капитального ремонта. По нашей УК это около 37 млн р., которые к нам до сих пор не вернулись, потому что жители за такой ремонт платить не хотят. О сложившейся ситуации мы в очередной раз написали письмо министру строительства и ЖКХ Самарской обл. Павлу Донскому.

Но жители, естественно, идут к нам и с другими вопросами. В тех многоквартирных домах, где капитальный ремонт прошел относительно благополучно, жители недоумевают: почему в их домах, где заменили инженерные сети, поставили новые стеклопакеты в местах общего пользования, в таком безобразном состоянии находятся подъезды? Приходится объяснять, что в ФЗ №185 косметический ремонт подъездов не предусмотрен. Что умные дяди, принимавшие этот закон, по каким-то причинам не сообразили, что после капремонта из-за сварочных и прочих работ подъезды домов тоже необходимо ремонтировать. Кто-то порекомендует УК воспользоваться средствами со строк «капитальный и текущий ремонт», но это далеко не те средства. К примеру, в 4-6-подъездном девятиэтажном доме за год по этим строкам собирается около 200 тыс. р. Как вы полагаете, хватит этих сумм на ремонт шести подъездов девятиэтажного дома? И другой вопрос: насколько справедливо проводить ремонт подъездов за счет УК и жителей?

- Что же делать?

- Выход из ситуации мы нашли, правда, пока не по всем объектам. В домах, где общедомовые узлы учета были своевременно сданы на коммерческий учет, должна появиться экономия. По итогам года мы получим четкое понимание ее объемов поадресно. После этого предложим собственникам жилья израсходовать ее на ремонт подъездов. Это, на наш взгляд, реальный механизм, который может быть запущен в ближайшее время. Как вы понимаете, речь здесь идет только о домах, которые оприборены и сданы на коммерческий учет.

- Уточните, почему так много установленных приборов учета оказались не сданы на коммерческий учет?

- А вы полагаете, что подрядчики были в этом заинтересованы? От того, будет прибор учета работать или не будет, им, как говорится, ни тепло ни холодно. Они работали в соответствии с договором, в котором ответственность подрядчика за постановку приборов учета на коммерческий учет поставщику ресурсов не была предусмотрена. Т. е. договор, предусмотренный в конкурсной документации, как показала практика, таил в себе массу неприятных сюрпризов. Единственным выходом для всех может стать вмешательство профильного министерства и органов местного самоуправления. Иначе последствия могут быть хуже, чем от проведенного капремонта: отсутствие учета является причиной формирования дисбаланса в расчетах между населением, УК и поставщиками. О его компенсации за счет местного и регионального бюджетов с каждым днем говорят все меньше, но у УК нет законных оснований взимать средства на погашение дисбаланса с населения и нет собственных средств, чтобы его ликвидировать. К чему приводят долги энергетикам, красноречиво говорит ситуация с отключением ГВС в пос. Поволжском. Пока все приходится решать собственными силами, достигнутыми договоренностями. УК №2, например, заключен договор с ОАО «ТЕВИС» о рассрочке оплаты дисбаланса, и это пока позволяет избегать крайних мер. Однако как будет выглядеть ситуация накануне отопительного сезона, не знает никто. Отключение Автозаводского р-на с населением 450 тыс. человек от ГВС не пройдет так же тихо, как в пос. Поволжском. Да и народ в Тольятти не позволит ставить над собой такие «эксперименты».