Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (363) | 21 марта 2011г.
 

Напрягут за ВДГО

Методы Тольяттигаза по расширению клиентской базы вызывают вопросы

Сейдамет Абреков

В феврале-марте ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК) в лице своего филиала «Тольяттигаз» активизировало рассылку расчетных книжек по оплате за техническую эксплуатацию внутридомового газового оборудования (ВДГО) среди собственников квартир. Судя по всему, Тольяттигаз, директором которого является Дмитрий КОПИИ (на фото), тем самым на безальтернативной основе предлагает населению заключить договоры. Подобным подходом СВГК может навязывать собственные услуги. Обслуживание ВДГО может приносить Тольяттигазу около 50 млн р. ежегодно.

Письма от Тольяттигаза

В феврале и марте Тольяттигаз проводил активную рассылку расчетных книжек по оплате технической эксплуатации, ремонтно-заявочного и аварийного обслуживания ВДГО среди собственников квартир и индивидуальных домов. СВГК, судя по всему, пытается расширить абонентскую базу на сопутствующие газоснабжению услуги. О том, что эта проблема влияет на стабильное получение СВГК выручки, можно было убедиться вт. ч. и по тому, с какой заинтересованностью руководители Тольяттигаза обрисовали сложившуюся ситуацию на рынке обслуживания ВДГО в ходе пресс-конференции, состоявшейся 14 февраля в мэрии Тольятти. Судя по всему, именно в тот момент стартовала самая активная фаза рассылки расчетных книжек.

Так, из распространенной в ходе этой пресс-конференции информации стало известно, что наличие договоров на техническое обслуживание ВДГО выступает обязательным условием для осуществления газоснабжения граждан. «Заключение таких договоров является не правом, а обязанностью организаций по обслуживанию жилого фонда и граждан, проживающих в индивидуальных домах или являющихся собственником квартиры», — сообщил в своем докладе директор филиала «Тольяттигаз» Дмитрий Копии. Однако в этом докладе почему-то не были представлены причины того, почему договоры на техническое обслуживание ВДГО собственники индивидуальных домов и квартир обязаны заключать именно с СВГК.

Обтекаемый доклад

В докладе содержалась информация с обтекаемыми формулировками: «Собственники индивидуальных жилых домов для заключения договора могут обратиться в территориальную службу газового хозяйства (абонентский отдел). Также им предлагается возможность заключить договор при визите работников газового хозяйства для выполнения ремонтных работ, снятия показаний счетчика и т. п. По многоквартирным домам предлагаются к заключению комплексные договоры с организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, ЖЭУ, ПЖРТ и т. п.)». Показательно, что в своем докладе Дмитрий Копии по каким-то причинам не стал рассказывать о факте рассылки расчетных книжек, очень напоминающем навязывание услуг.

Однако в ходе пресс-конференции со стороны руководства Тольяттигаза прозвучала информация о том, что крупная управляющая компания, работающая на территории Центрального р-на Тольятти, — ООО «УК №3» — отказалась заключать договор с ООО «СВГК». УК №3 заключила договор только на обслуживание общего имущества, да и то с ООО «Волжская газовая компания». Кроме того, собственникам квартир, чьи дома обслуживаются в ООО «УК №3», было предоставлено право самим выбрать компанию, которая будет заниматься обслуживанием их ВДГО. Именно в этих домах СВГК проявила наибольшую активность в процессе рассылки расчетных книжек на оплату обслуживания ВДГО. Судя по всему, в СВГК рассчитывают на неосведомленность собственников квартир о нюансах обслуживания газового оборудования и сетей, в частности, о возможности выбирать обслуживающую организацию.

Цена вопроса

Существует достаточно логичное объяснение активности СВГК в вопросе увеличения абонентской базы на обслуживание ВДГО, ремонтно-заявочного и аварийного обслуживания. Чем больше у компании будет абонентов, ежемесячно оплачивающих это обслуживание, тем больше будет выручка. «По состоянию на 1 февраля 2001 г. по г. Тольятти заключено 24118 договоров на ТЭ (техническую эксплуатацию. Прим. авт.) ВДГО с физическими лицами (в т. ч. частный сектор — 8647 договоров, УК №3 -15541 договор), лицевых счетов — 36927 ед., по Ставропольскому р-ну — 13053 договора (лицевых счетов — 14559 ед.)», — сообщил Дмитрий Копии в своем докладе. Судя по расценкам СВГК на обслуживание, ежемесячные поступления от каждого договора в среднем могут составлять около 100 р. (в зависимости от состава оборудования). Таким образом, ежемесячный сбор от этих договоров может находиться в районе 4 млн р., т. е. около 50 млн р. в год. При этом СВГК наращивает свою абонентскую базу, т. е. обороты должны увеличиться.

Важно понимать, что представляет собой т. н. обслуживание ВДГО в реальности. Это чаще всего не более чем оперативное, часто аварийное устранение той или иной проблемы на сетях или оборудовании. Количество таких работ на фоне общего количества абонентов незначительно. Это признают и в СВГК. «Если в 2007 г. количество аварийных заявок составило 3358, то в дальнейшем оно планомерно снижалось в среднем по 10-15% в год и в 2010 г. составило 2058, что на 40% меньше по сравнению с 2007 г.», — сообщил Дмитрий Копин в своем докладе. Можно сделать достаточно обоснованный вывод: затраты на обслуживание ВДГО (в т. ч. и аварийное) у СВГК снижаются, доходы, наоборот, увеличиваются.

Но при этом плата за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту ВДГО, как проинформировал Дмитрий Копин, входит в структуру платы за жилое помещение как для нанимателей, так и для собственников помещений. Получается, что собственники и наниматели могут дважды платить за одни и те же услуги: один раз в пользу управляющей компании (по сроку в общей квитанции), второй раз — уже СВГК. Как такое может происходить, остается большой загадкой.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Георгий ОНИЩЕНКО, заместитель генерального директора ООО «СВГК»

- Абонент обязан обеспечить надлежащее ТО ВДГО путем заключения со специализированной организацией соответствующего договора о техническом обслуживании, а наличие у абонента заключенного со специализированной организацией договора на ТО ВДГО является обязательным. Кроме того, отсутствие договора о содержании и ремонте газового оборудования создает угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства, т. к. возникновение аварийной ситуации в системе ВДГО может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери. ООО «СВГК», являясь специализированной организацией, предлагает заключить указанный договор непосредственно с каждым из жильцов. Направление оферты договора, как и расчетной книжки за вышеперечисленные услуги не может расцениваться как навязывание услуг, т. к. абонент самостоятельно принимает решение по акцепту.

Леонид ПАК, заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Самарской обл.

- ООО «СВГК» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% по продуктовой позиции «техническое обслуживание газового оборудования и автоматики». Географическими границами рынка является зона пролегания сетей. Навязывание предполагает направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.