Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (344) | 18 октября 2010г.
 

Данил Подгорных:

Диверсификация — это большая и длительная работа

Татьяна Никонорова

В ноябре в торжественной обстановке ЗАО «АКОМ» будет вручена Почетная грамота Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», в котором в номинации «За развитие рынка труда» предприятие заняло второе место. В 2009 г. ЗАО «АКОМ» стало одним из немногих предприятий в отрасли машиностроения, которое не только сохранило производственный и экономический потенциал, но и смогло удержать трудовой коллектив. О диверсификации рынка сбыта продукции, о взаимоотношениях с трудовым коллективом и о планах развития предприятия корреспонденту «Хронографа» рассказал генеральный директор ЗАО «АКОМ» Данил ПОДГОРНЫХ.

- Данил Владимирович, Жигулевск сейчас, к сожалению, по-прежнему находится на первом месте в Самарской обл. по уровню зарегистрированной безработицы. Особенно тяжелая ситуация сложилась в строительной отрасли и производстве стройматериалов. Как на этом фоне выглядит ЗАО «АКОМ»? Что бы вы могли отметить в качестве социальных достижений предприятия?

- На конец 2008 г. численность составила 335 работников. За период с октября 2008 г. по июнь 2009 г. на предприятии было сокращено всего четыре человека, при этом сокращенным работникам был предложен перевод на другую постоянную работу. Да, на предприятии вводился неполный рабочий день, но эта мера позволила нам сохранить наш коллектив. Коллектив предприятия представляет собой мощный производственно-интеллектуальный потенциал, без которого невозможно было бы создание современного высокотехнологичного производства, и этот факт стал следствием грамотно выстроенной стратегии деятельности предприятия еще несколько лет назад. Конечно же, целенаправленное формирование коллектива шло постепенно, год за годом.

Сейчас в компании трудится 432 человека — это на треть больше, чем в кризисном 2009 г. В связи с увеличением объемов производства и расширением ассортимента выпускаемой продукции в 2010 г. были созданы новые рабочие места и организован прием производственного персонала. С начала года принято на работу 93 человека, это рабочие основного и вспомогательного производства.

Неслучайно в августе этого года, участвуя во Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности», компания «АКОМ» заняла второе место в номинации «За развитие рынка труда» на региональном этапе конкурса. Торжественное вручение почетных грамот победителям запланировано на ноябрь.

- Удалось ли сохранить на прежнем уровне социальные гарантии работникам предприятия и каковы затраты ЗАО «АКОМ» по этим статьям?

- На предприятии стабильно выплачиваются все гарантированные пособия по Трудовому кодексу РФ, производится оплата больничных листов, очередные отпуска предоставляются по графику, работники обеспечиваются фирменной одеждой и обувью, бесплатным лечебно-профилактическим питанием.

Работники предприятия пользуются такими социальными благами, как компенсация транспортных расходов, бесплатная доставка к месту работы, подарки и денежное вознаграждение к юбилейным датам и праздникам. Принят и действует коллективный договор, в котором прописаны все соглашения о социальных льготах и гарантиях для работников предприятия. Разработаны производственные программы по повышению мер охраны труда и по профессиональному обучению работников предприятия.

В целях сохранения социального пакета предприятие несет затраты около 1,5 млн р. ежемесячно. Доля этих расходов, по сравнению с оборотами предприятия, составляет 1,85%. Сюда входит оплата ежегодных основных и дополнительных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности, материальная помощь сотрудникам, единовременные поощрительные выплаты, в т. ч. основной большой статьей расходов является обеспечение сотрудников лечебно-профилактическим питанием — свыше 300 тыс. р., доставка сотрудников и компенсация транспортных расходов — 110 тыс. р., на обучение и повышение квалификации персонала предприятие расходует около 65 тыс. р., развитие организационной и корпоративной культуры — 53 тыс. р.

- Если говорить об экономическом кризисе и его негативном влиянии на отрасль машиностроения, то насколько сократились объемы заказов вашей продукции на ОАО «АВТОВАЗ» в 2009-2010 гг.?

- Объемы производства на ОАО «АВТОВАЗ» в 2009 г. сократились на 63,2%. ЗАО «АКОМ» поставило на ОАО «АВТОВАЗ» в 2009 г. 171,6 тыс. АКБ, что составляет 90% от поставок 2008 г. Основной причиной столь незначительного снижения поставок в 2009 г. явилось ранее принятое решение о диверсификации рынков сбыта. В результате в период кризиса очаговые коллапсы не привели к обрушению работы предприятия в целом. Что касается текущего года, то на данный момент ЗАО «АКОМ» является главным поставщиком АКБ на конвейер ОАО «АВТОВАЗ» с долей поставок 70% от потребности. За текущий период с начала 2010 г. по отношению к аналогичному периоду 2009 г. поставки на ОАО «АВТОВАЗ» увеличились почти в два раза.

- Как именно реализация продукции завода на свободном рынке помогла сохранить приемлемую экономическую ситуацию на производстве, учитывая, что уровень падения оборотов ЗАО «АКОМ» составил 15% против 49-61% у близких к ОАО «АВТОВАЗ» предприятий в отрасли машиностроения?

- Изначально АКОМ создавали под нужды АВТОВАЗа, но, учитывая факторы нестабильности и неопределенности такого сотрудничества, несколько лет назад была принята стратегия диверсификации рынка сбыта.

Во-первых, самым важным является выход предприятия на вторичный рынок продаж. Для этого потребовалось создание программы разработки и реализации стратегии продаж, формирования дилерской сети и адаптации номенклатурного ряда выпускаемой продукции под потребности вторичного рынка и многие другие вопросы.

Диверсификация — эта большая и длительная работа, но, как мы убедились, дающая положительный результат. Например, в 2009 г. объем продаж на первичный рынок у АКОМа снизился на 30%, в то же время продажи на вторичном рынке увеличились на 1,5%. Учитывая, что продажи на вторичном рынке составили более половины всей выпущенной продукции (60-70%), удалось не допустить общего падения продаж АКБ ниже 13% в целом.

Как видно из этих цифр, значительную роль в стабилизации сыграли именно вторичный рынок и правильно выбранная стратегия работы на этом рынке.

Во-вторых, важным направлением явилась диверсификация самого первичного рынка. Начиная с 2006 г., компания планомерно вела подготовку к поставкам на другие предприятия- автопроизводители, что в период создания ряда заводов иностранных компаний оказалось актуальным. Здесь огромную помощь оказало наличие реально действующей системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО ТУ 16949, т. к. во всех иностранных компаниях вопрос о цене — это второй вопрос. Вопрос номер один — это наличие системы менеджмента качества, позволяющей создавать современный и качественный продукт.

На сегодняшний день потребителями аккумуляторов АКОМ на первичном рынке кроме АВТОВАЗа являются: Sollers Елабуга (Фиат), GM-AVTOVAZ, FORD, УАЗ, ИЖ-АВТО, АЗИЯ-АВТО.

Также ведутся переговоры с компанией Volkswagen, Renault-Nissan, группой компаний «ГАЗ». Кроме этого, было значительно увеличено производство для корпорации Johnson Controls (торговые марки Varta и Bosch).

Уже в течение нескольких лет АКОМ ежегодно выводит в продажу новые виды продукции. И если в 2005 г. модельный ряд АКОМа содержал в себе 15 типов АКБ под одной торговой маркой и в одном ценовом сегменте, то сегодня это свыше 75 позиций под различными торговыми марками, такими как АКОМ, Reactor, Bravo, Forward, Varta, Bosch — практически во всех ценовых сегментах, от самого нижнего до «Премиум».