Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (344) | 18 октября 2010г.
 

Умер от интенсивного лечения

Колхозу «Жигули» не помогли ни модернизация, ни бюджетные инвестиции

Татьяна Никонорова

Еще 17 сентября закончился срок конкурсного производства колхоза «Жигули». В этот день планировалось завершить реализацию имущества обанкротившегося предприятия. Однако с 1 июня колхоз находится в аренде у ОАО «Челно-Вершинская МТС». Если верить информации, предоставленной администрацией м.р. Ставропольский, предприятие закончило свой путь из-за бюджетных вливаний в его модернизацию.

По некоторым данным, колхоз «Жигули», на модернизацию которого правительство Самарской обл. потратило более 120 млн р., должно было быть продано всего за 35 млн р. Однако с 1 июня колхоз-банкрот, а точнее, современное молочное производство и 4 тыс. га земли находятся в аренде с последующим правом выкупа у ОАО «Челно-Вершинская МТС». Сумму денежных вливаний Челно-Вершинской МТС в этот аграрный проект администрация м.р. Ставропольский не назвала. Продажей имущества завершился один из широко разрекламированных аграрных проектов Ставропольского р-на времен губернатора Константина Титова. Практически сразу после того, как проект фактически был запущен, а ферму оснастили техникой и скотом, в «Жигулях» начался процесс банкротства. Датой его начала можно считать ноябрь 2006 г. Именно тогда в арбитражный суд с соответствующим заявлением обратилось ОАО «Самараагропромснаб». Задолженность колхоза перед ним на тот момент была некритичной. Инициатор банкротства оценивал долги в 2,7 млн р. Речь шла о просроченной кредиторской задолженности по договору внутреннего лизинга, по которому был приобретен крупный рогатый скот (см. «Хронограф» №22 (331) от 21.06.10).

ОАО «Челно-Вершинская МТС» зарегистрировано в Самарской обл. 22 февраля 2008 г. Уставный капитал — 33,2 млн р. Предприятие выращивает зерновые, технические и прочие сельскохозяйственные культуры. Учредителями предприятия являются ООО «Земельная инициатива» (почти 81% уставного капитала)

и 372 миноритарных акционера, которым, в общей сложности, принадлежит чуть более 19%. Единственным учредителем и директором ООО «Земельная инициатива» является Роман Овсиенко, зарегистрированный в качестве налогоплательщика в Ханты-Мансийском автономном округе. Известно, что помимо «Земельной инициативы» Роман Овсиенко трудоустроен в качестве первого заместителя генерального директора в ОАО «Агро-Капитал». Можно отметить лишь то обстоятельство, что контроль над колхозом «Жигули», скорее все- го, сохраняют именно те структуры, которые были близки к аграрному бизнесу во время губернаторства Константина Титова.

О странном банкроте администрация м.р. Ставропольский рапортует крайне оптимистично и даже помпезно. «На сегодняшний день колхоз «Жигули» продолжает работу при высоких производственных показателях. Создана прочная кормовая база с передовой технологией заготовки кормоприготовления и раздачи кормов. Стадо колхоза состоит из высокопродуктивного племенного скота черно-пестрой и голштинской пород. Хозяйство благополучно по ветеринарно- санитарным показателям. На сегодняшний день в хозяйстве 664 головы крупного рогатого скота, из них 280 коров. В настоящее время надои молока составляют за 7 месяцев на одну фуражную корову 3797 кг. Производство молока из года в год увеличивается», — говорится в официальном ответе администрации района на запрос редакции «Хронографа».

Однако становится непонятным, почему этот аграрный рай в отдельно взятом колхозе привел к несостоятельности предприятия. Как правило, если чиновники говорят о банкротствах агропромышленных предприятий в современной России, то в качестве причин упоминают изношенность основных производственных фондов и прочие проблемы. Здесь же ситуация прямо противоположная.

«Администрация м.р. Ставропольский неоднократно обращалась в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской обл., правительство Самарской обл. с предложением создания на базе колхоза государственного унитарного предприятия и постепенного выкупа долгов хозяйством или же инвестором, сохранившим хозяйство в целом», — так излагается вариант спасения колхоза официальными лицами. Можно сделать предположение, что в данном случае правительство решило больше не вкладывать бюджетные средства в этот колхоз, хотя бы потому, что выданные ранее бюджетные кредиты и работы по модернизации привели «Жигули» к банкротству.

Некоторую ясность вносит лишь тот факт, что большая часть средств у кредиторов предприятия так или иначе формировалась за счет бюджетных денег, соответственно, в никуда растворились именно деньги налогоплательщиков. Официальный печатный орган администрации Ставропольского р-на — газета «Ставрополь-на-Волге» — в одной из своих статей прокомментировала ситуацию с колхозом в таком ключе: «Что касается колхоза «Жигули», то здесь проигравшие известны: само предприятие и бюджет». Если учесть, что Пучков всегда считался человеком, у которого в районе все под контролем, то неожиданное финансовое обнищание с помпой модернизированного предприятия выглядит не таким уж невероятным.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.