Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (344) | 18 октября 2010г.
 

Импульс Путина

АВТОВАЗ предпочитает не говорить, благодаря кому увеличились продажи

Сейдамет Абреков

8 октября ОАО «АВТОВАЗ» сообщило о рекордных продажах Lada Kalina за всю историю. При этом причин увеличения продаж названо не было. Хотя вполне очевидно, что рекорд был установлен благодаря пиар-акции — поездке премьер-министра РФ Владимира ПУТИНА на Lada Kalina по трассе «Амур». Поездка Путина показала, что АВТОВАЗу, по сути, нет необходимости тратиться на рекламу. Нужно лишь просить премьер-министра чаще ездить на вазовских автомобилях.

Поездка премьер-министра РФ Владимира Путина на автомобиле Lada Kalina состоялась в конце августа 2010 г. Путин лично принял участие в беспрецедентной пиар-акции по продвижению вазовской продукции — проехал более 2 тыс. км по трассе «Амур» на Lada Kalina. Это событие имело разные оценки в СМИ и в кругах автомобильной общественности — от восторгов до ернической критики. Но никто не задал вполне естественный вопрос: что мешало Путину проехаться на Lada Kalina раньше? Хотя бы после того, как АВТОВАЗ перешел под контроль ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ) в 2005 г. Ведь к тому времени Lada Kalina уже выпускалась несколько лет. Назвать принципиально новым автомобиль, на котором Путин катался в 2010 г., никак нельзя.

Тогда для чего он провел акцию, способствующую серьезному росту популярности автомобиля, который был поставлен в производство еще в то время, когда председателем совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» был Владимир Каданников?

Наиболее логичным ответом здесь может стать только то, что именно накануне этой поездки удалось заполучить контроль над заводами, ранее входившими в Группу «СОК», основным бенефициаром которого является Юрий Качмазов. Следовательно, после этого отпало последнее ограничение для искусственного наращивания объемов производства на АВТОВАЗе всего старого модельного ряда. Под масштабное производство моделей совместно с Renault на платформе ВО старые поставщики АВТОВАЗа негодны. В пользу этой версии говорит еще и то, что в сентябре 2010 г. руководство АВТОВАЗа в экстренном порядке вдруг решило пересмотреть программу выпуска на 2011 г., причем в сторону увеличения до докризисных объемов моделей старых разработок. Напрашивается вывод о том, что фактически крупными акционерами АВТОВАЗа был смещен центр получения прибыли непосредственно с АВТОВАЗа на организации, поставляющие на ОАО комплектующие для автомобилей и оказывающие услуги.

Именно пиар-поездкой Владимира Путина по трассе «Амур» на автомобиле Lada Kalina объясняется внезапное увеличение продаж этого автомобиля. 8 октября пресс-центр ОАО «АВТОВАЗ» раскрыл информацию о рекордном объеме продаж автомобилей Lada Kalina: «В сентябре 2010 г. в России реализовано 12406 автомобилей Lada Kalina, что стало рекордом семейства за всю историю его продаж». При этом не было дано объяснения причин, почему именно на этот период пришелся рекорд. Более того, директор по внешним связям ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Буренков в начале сентября в телевизионном сюжете ГТРК «Самара» сообщил, что поездка Владимира Путина не задумывалась как акция по продвижению автомобилей и что на протяжении года АВТОВАЗ работал над рекламой автомобилей и без поездки Путина. В этой связи можно лишь догадываться, почему лица, отвечающие на АВТОВАЗе за пиар, предпочли не связывать эти очевидно связанные друг с другом обстоятельства. Если пиар-служба признает, что только благодаря личному вниманию премьер-министра увеличиваются продажи, сразу встанет вопрос, а для чего АВТОВАЗ выделяет бюджет на рекламу, а также насколько эффективны эти расходы. Однако, судя по всему, для нынешнего руководства АВТОВАЗа эти вопросы по своей актуальности стоят не на самом первом месте. Но для акционеров они должны быть куда более актуальными.