Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (296) | 28 сентября 2009г.
 

Дефицит компетенций

В Самаре не могут найти ответственного за незаконную рекламу

Иван Григорьев

В начале августа депутат СГД Сергей ИВАНОВ обратился в прокуратуру г. Самары с просьбой проверить факты незаконного захвата муниципальной земли владельцами холодильного оборудования, а также безвозмездного размещения рекламы производителями напитков на его бортах. Ответственные органы, ссылаясь на неразграничение государственной собственности на земельные участки, перекладывают обязанности по наведению порядка на этом рынке друг на друга.

Дать разъяснения по этому поводу корреспондент «Хронографа» попросил комитет по промышленности, связи и торговле СГД, членом которого является инициатор прокурорской проверки Сергей Иванов. Сам депутат постоянно отсутствовал на рабочем месте, а его помощник Анатолий Кумановский ничего вразумительного ответить не смог. Он отказался назвать стороны, несущие ответственность за неуплату аренды земли и рекламного налога, затруднился сказать, кто непосредственно должен заниматься вопросами регулирования землеотведения под уличные витрины и размещения рекламы на них. «Мы с данной проблемой обратились в прокуратуру, а дальше пусть они разбираются, мы тут некомпетентны», — резюмировал Кумановский. Напомним, что ранее Иванов заявлял о нарушении архитектурного облика Самары через самовольный захват земли и засилье несанкционированной рекламы при отсутствии на то каких-либо согласований.

Создается впечатление, что депутат-самовыдвиженец, изъявивший желание работать во фракции «Единая Россия», посредством атаки на уличных предпринимателей и производителей прохладительных напитков сначала выполнил просьбу одной из заинтересованных в конфликте сторон, а затем устранился от дела, не желая комментировать его ход. В прокуратуре Самары корреспонденту «Хронографа» сообщили, что проверка по данному обращению продолжается.

В ООО «Coca-Cola ЭйчБиСи Евразия», рекламная информация о продукции которой размещена на значительном количестве уличных холодильников, выразили озабоченность инициативой губернского парламентария и надежду на скорейшее правовое урегулирование вопроса установки данного оборудования.

Выяснилось, что некие неназванные представителями компании органы надзора все же проводят проверку по размещению холодильного оборудования, устанавливаемого в общественных местах Самары.

К этому вопросу власти всех уровней подходят, как оказалось, чересчур комплексно. Например, в управлении информации и аналитики мэрии Самары корреспонденту «Хронографа» сообщили, что выделением земли под холодильное оборудование и дальнейшим взиманием арендной платы за его размещение департамент управления муниципальным имуществом мэрии Самары занимается только в случае, если земля находится в муниципальной собственности.

Производители напитков научились использовать под бесплатную рекламу любую поверхност
Производители напитков научились использовать под бесплатную рекламу любую поверхност

Если же государственная собственность на земельные участки не разграничена -то полномочия по распоряжению земельными участками относятся к компетенции Министерства имущественных отношений областного правительства. Выдача разрешений на установку торгового оборудования и последующее взимание налога на рекламу на их бортах, а также тентах летних кафе и т.д., находятся, по словам консультантов, в ведении департамента потребительского рынка и услуг мэрии Самары.

Примечательно, что в обоих департаментах мэрии отрицают наличие каких-либо полномочий и тем более интересов в регулировании рынка уличных напитков. «Критерии отнесения указанных земельных участков к муниципальной собственности отсутствуют, — говорится в сообщении департамента управления муниципальным имуществом, — государственная собственность на все площади, занимаемые холодильным оборудованием на внутриквартальной территории, не разграничена в г.о. Самара. Таким образом, предоставлением земельных участков для установки холодильников, администрированием арендных платежей, ведением претензионноисковой работы по истребованию земли из незаконного владения занимается исключительно Министерство имущественных отношений». Видимо, департамент в данном случае ограничивается только проведением проверок и выдачей предписаний на устранение выявленных нарушений.

В департаменте потребительского рынка и услуг, в свою очередь, заявили, что вопросы, касающиеся оплаты налогов на рекламу, размещенную на холодильном и другом оборудовании, в его компетенцию не входят. Подобная позиция муниципальных органов вызывает недоумение. Трудно поверить, что сферу земельно-торговых отношений с мелкими предпринимателями и их рекламодателями городские чиновники просто так отдали на откуп области. Тот же руководитель департамента потребительского рынка и услуг мэрии Самары Дмитрий Харчев некоторое время назад признавался, что никаких договоров на размещение холодильников с напитками около торговых павильонов не заключалось. Отсутствие согласований на пользование землей и размещение рекламы подтверждает и заместитель министра имущественных отношений Самарской обл. Валерий Троян. В частности, в его ведомство пока не поступило ни одной заявки на предоставление земли под размещение холодильного оборудования.

Комментарии

Евгений СУХОВ, менеджер ООО «Coca-Cola ЭйчБиСи Евразия» по внешним связям

- Coca-Cola ЭйчБиСи Евразия выполняет все необходимые требования сотрудников прокуратуры. Мы считаем, что необходима прозрачная схема получения разрешений на размещение уличных холодильников, поэтому рассчитываем на поддержку и понимание комплексности этого вопроса и готовы к открытому диалогу и взаимодействию с органами власти.

Дмитрий ХАРЧЕВ, руководитель департамента потребительского рынка и услуг мэрии Самары

- Со стороны департамента возможны только рекомендации и информационная поддержка предпринимателей по установке указанного оборудования с учетом санитарных, дорожных и земельных нормативов законодательства РФ, законов Самарской обл., актов органов местного самоуправления. В первую очередь эти витрины воспринимаются как реклама. Они раскрашены в цвета корпораций, в т. ч. и транснациональных. Это уже форма скрытой рекламы, на которую, кстати, также никаких договоров не заключено.

Олег КАЗАЧЕК, юрист адвокатской коллегии «Литис»

- Проблема самовольного захвата земли в Самаре в последнее время приобрела едва ли не промышленные масштабы. Решением этих вопросов должны активно заниматься департамент управления имуществом и департамент потребительского рынка и услуг городской администрации. Арендная плата за использование муниципальной земли и налоги на рекламу, размещаемую на торговом оборудовании, должны поступать в муниципальный бюджет. При правильной организации надзорной деятельности -это обязательная статья его доходов.