Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (296) | 28 сентября 2009г.
 

Задний ход

Юрий Качмазов возвращает долги концерна «Ижмаш»

Денис Федоров

В течение сентября была проведена сделка по продаже 25% акций ОАО «Автохолдинг «Ижмаш» (г. Ижевск, Удмуртия). Покупателями этой доли стали ООО «Димитровград-ВК-Инвест» и ООО «Димитровград-СТ-Инвест». Обе эти компании считаются подконтрольными Группе «СОК». Вариант того, что Юрий КАЧМАЗОВ таким образом пытается возвратить активы ОАО «ИжАвто», маловероятен: эксперты полагают, что акции автохолдинга были отданы СОКу за долги.

ОАО «Автохолдинг «Ижмаш» (г. Ижевск) продало 25-процентный пакет акций двум подконтрольным Группе «СОК» компаниям, функционирующим за пределами Удмуртской Республики. 7 сентября появилось соответствующее сообщение за подписью генерального директора ОАО «Автохолдинг «Ижмаш» Станислава Горжака. С этого дня 12,7% акций возглавляемой им компании стали принадлежать ООО «Димитровград-ВК-Инвест» (ДВКИ), зарегистрированному в Самаре. ДВКИ специализируется на работе по управлению ценными бумагами.

Еще 12% акций ОАО «Автохолдинг «Ижмаш» выкупило ООО «Димитровград-СТ-Инвест» (ДСТИ). ДСТИ зарегистрировано в Сызрани. Ранее ДВКИ и ДСТИ не имели долей в акционерном капитале удмуртского предприятия.

ОАО «Ижмаш-Авто» перешло в управление Группы «СОК» в 2000 г. В течение 2001 г. в ходе его управления самарским менеджерам удалось снизить долю подконтрольного государству ОАО «Ижмаш» в ОАО «Ижмаш-Авто» до уровня меньшего, чем блокирующий пакет акций.

Ради спасения бизнеса СОК использует разные методы
Ради спасения бизнеса СОК использует разные методы

После этого Ижмаш предпочел передать свой пакет в качестве взноса в уставный капитал новообразованного ОАО «Автохолдинг «Ижмаш». Контрольный пакет получила ООО «Русинвест», за которой также стояли структуры Группы «СОК». До 2004 г. этим автохолдином руководил вице-президент Группы «СОК», член Совета Федерации РФ Рустем Шиянов.

Судя по данным отчета за II кв. 2009 г., основными акционерами ОАО «Автохолдинг «Ижмаш» на конец отчетного периода являлись ЗАО «Концертный зал», ЗАО «ФКК «Ижмаш», ООО «Ижмаш-Ин-вест», ОАО «Концерн «Ижмаш», ООО «Авангард — ИЖ».

Учредителями новых акционеров автохолдинга ООО «Димитровград-ВК-Инвест» и ООО «Димитровград-СТ-Инвест» являются компании, аффилированные Группе «СОК».

На это указывает и то, что ОАО «Автохолдинг «Ижмаш» имеет три дочерних компании — ООО «Иж-Свар», ООО «ИЖ-Коллор», зарегистрированные в г. Ижевске, и ООО «Траст-Капитал», зарегистрированное в Сызрани.

Именно «Траст-Капитал» является учредителем ООО «Димитровград-ВК-Инвест». Примечательно, что у ДВКИ и ДСТИ имеются весьма внушительные уставные капиталы — 102 млн. р. и 302 млн. р. соответственно.

О причинах покупки доли в ОАО «Автохолдинг «Ижмаш» в Группе «СОК» предпочитают не распространяться. Аналитики расходятся во мнениях в оценке причин сделки. «Возможно, что предприятия консолидируют акции для Группы «СОК». Не исключено, что у нее уже есть часть акций автохолдинга «Ижмаш» и, консолидировав их все, ОАО может быть потом продано», — предположил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Оценить сумму сделки невозможно. Не исключено, что она вообще была безденежной, например, производился расчет за долги автохолдинга перед Группой «СОК».

Вариант того, что Юрий Качмазов таким образом постепенно возвращает себе активы ОАО «ИжАвто», аналитики не рассматривают. «Т. к. завод уже подал заявление о банкротстве и у него многочисленные долги, производство остановлено, для его восстановления требуются большие средства. С учетом всех этих факторов вряд ли СОК опять хочет управлять заводом», — считает Баранов. Дальнейшая судьба предприятий концерна «Ижмаш», по мнению экспертов, зависит и от позиции государства, и от республиканских властей, а также от кредиторов завода и его акционеров.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.