Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (296) | 28 сентября 2009г.
 

Кто во что горазд

Главам муниципальных районов придется пересматривать акты и проекты

Илья Круговой

В течение 2009 г. прокуратурой Самарской обл. проводилась экспертиза нормативно-правовых актов и проектов органов местного самоуправления. Как показали результаты проверки, практически во всех муниципальных образованиях области имеются документы с признаками коррупциогенности. Некоторые из актов шли вразрез с федеральным законодательством.

Прокуратурой Волжского р-на выявлено, что Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы утверждено решением главы муниципального района от 15 июня 2009. Однако при изучении решения выяснилось, что согласно ст. 17 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», проведение конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Фактически глава района принял решение сверх установленной компетенции. Первый заместитель главы администрации Волжского р-на Дмитрий Копытин заявил, что это постановление уже не действует. «Оно было отменено постановлением главы района на основании протеста прокуратуры Волжского р-на», — сообщил Копытин.

Наиболее интересное постановление было обнаружено прокуратурой в администрации г. Отрадного. Было выявлено, что в порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации г. Отрадного, утвержденного постановлением главы от 27 марта 2008 г., закреплено, что средства резервного фонда расходуются на оказание финансовой помощи отдельным юридическим и физическим лицам при возникновении непредвиденных и чрезвычайных ситуаций. Сотрудники надзорной инстанции пришли к выводу, что данная норма фактически подразумевает предоставление необоснованных преференций отдельным юридическим и физическим лицам при равных условиях.

В ответ на письменный запрос «Хронографа», из каких средств был создан резервный фонд и кому именно выделялись из него средства замглавы г. Отрадного, Алексей Мязин прислал развернутый ответ на семи листах. По словам Мязина, протест на данное постановление был выдвинут прокуратурой г. Отрадного. Сотрудников ведомства насторожила фраза: «Оказание финансовой помощи отдельным юридическим и физическим лицам при возникновении непредвиденных и чрезвычайных ситуаций». Размытость данного понятия подразумевала, что сама трактовка могла иметь под собой коррупционную составляющую, т. к. было непонятно, кому и при каких условиях могут выделяться средства из резервного фонда.

«Глава городского округа Нина Вишнякова с целью исключения возможности неоднозначного восприятия содержания предложила финансовому управлению и юридической службе администрации переработать данную норму и порядок в целом, -подчеркнул Мязин. — Была утверждена новая редакция порядка, из которой полностью были удалены все фразы и формулировки, предположительно, способные вызвать у кого-либо сомнения по поводу недобросовестности участников бюджетных отношений». Из отчета финансового отдела администрации г. Отрадного следует, что на 17 сентября 2009 г. из резервного фонда было выделено в общей сложности 190 тыс. р., в основном погорельцам и на лечение.

Прокуратуре отведена ведущая роль в борьбе с коррупцией
Прокуратуре отведена ведущая роль в борьбе с коррупцией

Прокурором Пестравского р-на Самарской обл. выявлены коррупциогенные факторы, содержащиеся в решениях собраний представителей Пестравского р-на, регулирующих порядок сбора и вывоза отходов и мусора. В частности, вывоз бытовых отходов и нечистот, образующихся на предприятиях, в организациях и частном секторе, с мест их образования (накопления) на полигон захоронения возлагается данными нормативными правовыми актами исключительно на МУП ЖКХ Пестравского р-на. В то же время, согласно нормам федерального законодательства, собственники отходов вправе самостоятельно выбирать организацию по транспортировке отходов. Заместитель главы Пестравского р-на Юрий Жижин отметил, что «на территории м. р. Пестравский отсутствует организация, альтернативная МУП «ЖКХ Пестравское».

Прокурором Безенчукского р-на Самарской обл. установлено, что в уставах тринадцати сельских поселений закреплен исчерпывающий перечень субъектов законодательной инициативы, обладающих правом внесения проектов муниципальных правовых актов. Однако в уставы по непонятной причине не были внесены органы прокуратуры, про которые фактически «забыли». Как сообщила «Хронографу» глава Безенчукского р-на Наталья Хорошева, по всем протестам прокурора уже приняты соответствующие решения.

В Челно-Вершинском р-не прокуратуру заинтересовал проект «о привлечении населения на социально значимые работы». При этом прокурор так и не смог обнаружить, что конкретно подразумевается за этими работами. Глава Челно-Вершинского р-на Иван Евдокимов заявил «Хронографу», что под такими работами подразумевается участие в профилактике терроризма и экстремизма; предупреждение и ликвидация последствий ЧС; организация благоустройства и озеленение территории, а также создание условий для массового отдыха жителей поселения. Правда, при этом Евдокимов уточнил, что акты были приняты в апреле этого года, а посему средств на оплату подобных работ не предусмотрено.

В м. р. Кошкинский собранием представителей был регламентирован порядок предоставления бюджетных средств специализированным организациям на капитальный ремонт многоквартирных домов на территории района. При внимательном изучении документа прокуратурой было установлено, что данный акт предусматривает основания для отклонения заявки на получение субсидии на капремонт, но нигде не говорится о нормах обжалования таких действий и решений администрации.

Заместитель главы Кошкинского р-на Михаил Вдовин отметил, что заявки на выделение субсидий с 2007 г. никто не подавал. Правда, при этом Вдовин не уточнил, приняты ли меры по претензиям прокуратуры.

Прокуратурой г. Сызрани была проверена законность проекта постановления главы администрации «Об утверждении Правил выдачи разрешения на установку рекламной конструкции на территории г. о. Сызрань». В правилах обнаружились довольно интересные пункты. Так, в абзаце 2 п. 1.2 Правил указано, что в случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания уполномоченного органа, при этом название такого органа не указывается. Таким образом, по мнению прокурора, в данном проекте постановления используется формулировка с неясным содержанием, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора. Кроме того, в Правилах отсутствует указание на необходимость проведения торгов в форме аукциона или конкурса для последующего заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Глава г. Сызрани Виктор Хлыстов на запрос «Хронографа» не ответил.

Комментарии

Михаил ВДОВИН, заместитель главы Кошкинского р-на Самарской обл.

- За период с октября 2007 г. до настоящего времени субсидии на капитальный ремонт многоквартирных домов не выдавались. Обращений о предоставлении субсидий от управляющих организаций, товариществ собственников жилья не поступало.

Иван ЕВДОКИМОВ, глава Челно-Вершинского р-на Самарской обл.

- К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные граждане поселения в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. Продолжительность таких работ не может составлять более четырех часов подряд. Принимая во внимание, что данные нормативно-правовые акты были приняты в апреле текущего года, а также безвозмездный характер осуществления этих видов работ, в бюджетах поселений на 2009 г. средства предусмотрены не были.

Наталья ХОРОШЕВА, глава Безенчукского р-на Самарской обл.

- Меры прокурорского реагирования вносились на правовые акты поселений. По ним были приняты соответствующие решения. В судебном порядке дела не рассматривались, в настоящее время готовится проект по внесению изменений в уставы поселения. После проведения публичных слушаний и всех процедур согласно действующему законодательству уставы поселений будут приведены в соответствие с нормами федерального законодательства.