Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (296) | 28 сентября 2009г.
 

Заставят играть по-честному

Правительство усиливает контроль за «стимулирующими лотереями»

Илья Казаков

23 сентября правительством Самарской обл. были приняты изменения в постановление «Об организации исполнения федерального закона о лотереях». Проект, представленный министром управления финансами Самарской обл. Павлом ИВАНОВЫМ (на фото), позволит взять под строгий контроль бывшие игровые клубы, стремительно трансформирующиеся в Самаре в стимулирующие лотереи.

1 июля вступил в силу закон, запрещающий работу игровых клубов вне специально отведенных для этого игорных зон. Официально ни одного объекта, который бы функционировал в прежнем виде, с начала июля в области уже нет. Но в ходе регулярных рейдов правоохранительных органов по заявлениям граждан выясняется, что некоторые предприниматели ищут лазейки в российском законодательстве и продолжают работать под видом интернет-клубов и стимулирующих лотерей. Лотерейный бизнес в России не является частью игорного и регламентируется отдельным федеральным законом №138 от 2003 г. «О лотереях». Согласно ему лотереи разделяются на «бестиражные», т. е. информация о наличии или отсутствии выигрыша в которых содержится на самом билете, и «тиражные», когда выигрыш определяется в процессе розыгрыша. По оценкам экспертов, ниша занята двумя видами лотерей почти равномерно. Первый вид лотерей в режиме реального времени по действующему закону могут проводить только федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные правительством РФ. Но «бестиражные» розыгрыши до вступления в силу региональных регулирующих поправок не имеют такого четкого определения и, по сути, могут также проходить в режиме реального времени с помощью терминалов. Т.е. вместо того, чтобы перебазировать клубы в выделенные для этого особые зоны, владельцы стали перепрофилировать свои заведения в лотерейные, по сути, сохраняя в Самарской обл. игорный бизнес в тех же масштабах, но под другой вывеской.

Проект поправок, представленный на заседании областного правительства, значительно осложнит деятельность таких заведений. В принятых поправках предлагается расширить перечень сведений о проведении региональных лотерей, представляемых организаторами и операторами региональных лотерей в уполномоченный орган исполнительной власти Самарской обл., осуществляющий контроль за их проведением. Согласно представленному проекту по требованию уполномоченного органа исполнительной власти Самарской обл. организаторы и операторы лотерей будут обязаны представлять в десятидневный срок, начиная со дня получения требования, копии бухгалтерской отчетности с отметкой налогового органа на последнюю отчетную дату и по итогам за истекший финансовый год. Также от лотерейщиков потребуют приложить нотариально удостоверенную копию аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности на последнюю отчетную дату и выданную налоговыми органами справку о наличии или отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов организатором лотереи на последнюю отчетную дату. Станет прозрачнее и работа руководства конкретной лотерейной организации. Обязательным станет предоставление данных о тиражной комиссии: ее состав, фамилии, имена и отчества членов комиссии, место их работы, занимаемые должности, место жительства и паспортные данные.

Потребуется предоставить весь перечень договоров и соглашений, заключенных организатором или оператором лотереи, о целях ее проведения с приложением нотариально удостоверенных копий договоров. Компании обяжут отчитываться о выигрышах и потраченных средствах. Кроме документа, выданного кредитной организацией, который подтверждает сумму призового фонда и общий объем полученных от проведения лотереи средств на конкретную дату, обязательными станут сведения о количестве изготовленных и реализованных лотерейных билетов или иных носителей информации в целом и по каждому выпуску с указанием их стоимости и территории реализации. Для продолжения деятельности надо будет предоставить документы, подтверждающие направление средств на цели лотереи и расходы, связанные с ее проведением, т. е. сведения о количестве и сумме выплаченных выигрышей в целом за год и по каждому выпуску, сумме и количестве невостребованных выигрышей по истечении срока, установленного для их выдачи, а также по истечении срока исковой давности, установленного для их получения. По окончании лотереи компании обязаны предоставить акты о нереализованных и уничтоженных билетах по каждому выпуску, итоги проведения тиражей, согласно федеральному закону «О лотереях», должны будут публиковаться в СМИ вместе с официальными таблицами проведения тиражей и сообщениями о прекращении проведения стимулирующей лотереи. По мнению экспертов, до начала проверок многие владельцы лотерей с сомнительной схемой работы предпочтут свернуть свой бизнес.