Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (296) | 28 сентября 2009г.
 

Не хватает логики

В мэрии не только не реализуют старые проекты, но и заваливают новые

Евгения Андросова

24 сентября в ходе встречи представителей северного промузла (СПУ) и мэрии были озвучены варианты решения проблемы перегруженности ул. Новозаводской. Проблема, с которой сегодня столкнулись транспортники, прогнозировалась еще 20 лет назад. Поэтому еще в те годы было запланировано строительство дублера Новозаводской — продолжение ул. Новопромышленной. Однако до сих пор к реальным действиям по реализации этого проекта в тольяттинской мэрии не приступили. Зато успели начать и превратить в долгострой другие дорожные проекты.

О том, что ул. Новозаводская рано или поздно исчерпает пропускную способность, говорили еще 20 лет назад. Еще в те годы для решения этой проблемы была спроектирована и частично построена ул. Новопромышленная, которая должна была стать дублером Новозаводской. Если в 90-е гг. автобусы с работниками из промзоны в Комсомолький р-н добирались максимум за полчаса, то к 2007 г. время на доставку работников увеличилось в лучшем случае в три раза.

Отчаявшись дождаться каких-либо действий со стороны городских властей, предприятия и организации СПУ начали писать коллективные письма на имя губернатора Самарской обл., председателей Самарской губернской думы и Тольяттинской городской думы, и.о. первого вице-мэра Тольятти Владимира Иванова, который в 2007 г. исполнял обязанности мэра Тольятти. Иванов в своем ответе указал, что решение проблемы заложено в целевой программе «Развитие улично-дорожной сети Тольятти на период 2013-2015 гг.». А чтобы хоть как-то облегчить ситуацию, на перекрестке Новозаводской и Ларина был установлен дополнительный светофор со стрелкой. Примечательно, что тольяттинская ГАИ предлагала сделать это еще в 1992 г.

Существуют разные пути разрешения перегруженности Новозаводской. Один из них — это строительство ул. Новопромышленной, что серьезно разгрузило бы самый напряженный участок — перекресток ул. Новозаводской и Ларина.

Однако в последние годы на месте планируемого пролегания продолжения ул. Новопромышленной появились частные собственники земельных участков. «За многие годы, пока строительство дороги не велось, были выделены земельные участки, были возведены строения. Чтобы расчистить землю под дорогу, потребуется время. Один транспортный департамент этого не решит. Может, кто-то и покупал там участки с учетом того, что когда-нибудь там будет дорога. Т. е. здесь узел проблем», — рассказал руководитель департамента дорожной деятельности, транспорта и связи мэрии Тольятти Геннадий Таранов.

Несмотря на всю сложность данной проблемы, ни и. о. мэра Вадим Кирпичников, ни заместитель мэра по строительству и земельным ресурсам Николай Трохачев на встречу с представителями предприятий СПУ не явились.

«Новопромышленная вся перегорожена. На перекрестке с ул. Шлютова она практически и заканчивается. Первым здесь перегораживает путь предприятие вневедомственной охраны, которое устроило здесь парковку. Теоретически определенной кровью можно было бы вопрос решить», — поделился своими наблюдениями Жильченко.

Улица Новозаводская исчерпала свой ресурс
Улица Новозаводская исчерпала свой ресурс

Менее хлопотным и, возможно, более эффективным решением может стать строительство продолжения ул. Калмыцкой, которая выходит с Южного шоссе и проходит параллельно ул. Льва Толстого, имеет пересечение с ул. Ленина и могла бы выходить на ул. Новозаводскую севернее Тольяттикаучука. Причем часть дороги уже построена. Практически на всей параллели с ул. Льва Толстого она забетонирована. В случае ее строительства все транспортные потоки с Химзавода, КуАЗа, ТЭЦ и частично с ТК, идущие в Автозаводский и Центральный р-ны, уходили бы на Калмыцкую. Кроме того, это могло бы частично разгрузить и участок Автозаводского шоссе от б-ра 50 лет Октября до Южного шоссе, как и сам б-р 50 лет Октября. Да и часть самой Новозаводской, от ее предполагаемого пересечения с ул. Калмыцкой до б-ра 50 лет Октября. Именно по этому пути сейчас движется основной поток транспорта из СПУ в Автозаводской р-н. Однако этот вариант мэрией Тольятти тоже не развивается.

Постановлением мэра Тольятти от 4 июня 2009 г. №1292-п/1 была утверждена долгосрочная целевая программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог местного значения г.о. Тольятти на 2009-2015 гг.». Строительство ул. Новопромышленной запланировано на самый конец срока реализации программы — в 2015 г. Продолжение ул. Калмыцкой в сторону ул. Новозаводской по этой программе вообще не запланировано.

Зато в качестве первоочередных объектов в программу были включены дублер Автозаводского шоссе от б-ра 50 лет Октября до Южного шоссе, который фактически должен пройти через частный сектор; развязка на пересечении Обводной дороги и Южного шоссе, причем отправной точкой реализации этого проекта можно считать еще 2003 г., а сам проект уже успел устареть. В программу модернизации дорожной сети заложили теперь уже новый проект развязки. Кроме того, большинство средств, выделенных на строительство этой развязки, так и не было освоено.

Стоит напомнить, что решение транспортной проблемы СПУ было наказом избирателей номер один в предвыборной кампании мэра Тольятти Анатолия Пушкова. Однако, судя по утвержденной программе модернизации дорожной сети, свои обещания нынешний мэр не спешит выполнять.

Учитывая наличие более простых решений разгрузки наиболее проблемных транспортных узлов, вызывает недоумение логика, которой руководствовались разработчики программы модернизации автомобильных дорог Тольятти до 2015 г.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Виталий ДЕНИСОВ, руководитель департамента общественной безопасности и мобилизационной подготовки мэрии Тольятти

- У нас есть концепция развития пожарной охраны города, утвержденная мэром. Там предусмотрены поэтапные решения проблем, в т. ч. и время прибытия пожарных машин. Эта проблема у нас не только по Новозаводской, но и в целом по городу. Поэтому мы также обозначаем необходимость развития улично-дорожной сети.

Геннадий ТАРАНОВ, руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии Тольятти

- На собрании 24 сентября решили рекомендовать мэрии на первом этапе вести параллельно работу и по оценке состояния улицы, и по землеотводу, потому что там есть уже частники. Есть возможность расширить Новозаводскую еще на одну полосу. Однако, затратив очень большие деньги, таким образом мы проблему не решим. Кроме того, с ведением работ движение будет еще сильнее затруднено. Все это было занесено в протокол.

Александр ДРОБОТОВ, заместитель директора по объектам непромышленной сферы ОАО «АВТОВАЗ»

- Предприятия СПУ платят весомую часть налогов в облбюджет. Поэтому правительство области тоже заинтересовано, чтобы такая дорога была и проблемы были сняты. 24 сентября были обозначены первоочередные меры по выстраиванию карманов и установки светофоров, которые могли снизить напряжение. Кроме того, была рассмотрена программа развития дорожной сети, обсудили примерную стоимость работ по Новопромышленной и возможность изменения сроков строительства этой дороги на более близкий.

Константин РАЧИН, директор по персоналу ОАО «КуйбышевАзот»

- Строительство Новопромышленной решает проблему доставки не только работников и грузов СПУ. Она также разряжает обстановку на межрайонных перевозках Центральный — Автозаводский р-ны. Нерешенность этой проблемы не прибавит авторитета действующей власти. Мы не считаем, что решение проблемы Новозаводской важнее, чем, например, Автозаводского шоссе. Однако оно стоит несоизмеримо острее, чем, например, реконструкция ул. Лесной, где пробки бывают в разы реже, чем у нас. Причем вторым этапом решения проблемы могло бы стать строительство Калмыцкой, потому что строительство продолжения Новопромышленной спасет от транспортных заторов только лет на десять. Хотелось бы, чтобы мы занимались только производством, платили налоги, а за эти налоги нам бы, например, строили хотя бы дороги. К сожалению, пока этого мы не наблюдаем.