Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (285) | 8 июня 2009г.
 

«Курумоч» пустеет

Пассажиропоток аэропорта упал почти на четверть

Денис Федоров

За четыре месяца 2009 г. пассажиропоток через ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» сократился на 21,4% по сравнению с показателем аналогичного периода 2008 г. В летние месяцы, несмотря на высокий сезон, увеличения авиаперевозок также не предвидится. Эксперты связывают неудачи самарского аэропорта с уходом базового перевозчика — авиакомпании «Самара».

Пассажиропоток через ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» за четыре месяца 2009 г. сократился на 21,4% по сравнению с соответствующим показателем 2008 г. -до 31,3 тыс. чел. Об этом сообщила пресс-служба аэропорта. Грузооборот через аэропорт за данный период составил 863,6 т, что на 23,3% меньше, чем годом ранее. Количество взлетно-посадочных операций также уменьшилось на 28% — до 5,096 тыс.

«Снижение показателей основной деятельности аэропорта «Курумоч» в большой мере связано с уходом с самарского рынка авиакомпаний — членов альянса «ЭйрЮнион» и прежде всего базового перевозчика — авиакомпании «Самара», — отметила начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» Елена Давыдова. — Удельный вес «Самары» в общей структуре обслуживания авиаперевозок в аэропорту «Курумоч» до ее ухода с рынка составлял порядка 20%».

Авиакомпания «Самара» обслуживала довольно широкую сеть регулярных и чартерных рейсов по России, странам ближнего и дальнего зарубежья. До настоящего времени еще не вся маршрутная сеть бывшего базового перевозчика аэропорта «Курумоч» занята другими авиакомпаниями, однако аэропорт продолжает активную работу по привлечению авиаперевозчиков на самарский рынок и увеличению ими частоты выполнения рейсов на уже существующих направлениях.

Лето не принесло оживления в аэропорту
Лето не принесло оживления в аэропорту

По мнению экспертов, снижение показателей производственной деятельности аэропорта «Курумоч» связано также с общей неблагоприятной экономической ситуацией. Как показывает статистика ряда российских аэропортов, с начала текущего года практически везде наблюдается снижение числа обслуженных пассажиров. Наименьший процент падения показателей отмечается лишь у аэропортов московского авиаузла, что объясняется традиционным сосредоточением в столице основного транзитного пассажиропотока из российских регионов. В ряде же региональных аэропортов снижение показателей основной деятельности за первые четыре месяца 2009 г. достигает 30% и более.

С начала 2009 г., на слоты, ранее принадлежавшие авиакомпаниям альянса «ЭйрЮнион», начали выходить другие авиакомпании, увеличивая частоту полетов на уже существующих маршрутах и открывая новые направления. С января возобновились регулярные полеты в Нижний Новгород, увеличилась частотность выполнения полетов в Екатеринбург (АК «ЮТэйр»), в феврале были открыты регулярные рейсы АК «Уральские авиалинии», которые прежде выполняла АК «Самара», — в Новосибирск и Красноярск. Кроме того, в феврале в Самару пришел новый авиаперевозчик «Трансаэро», в связи с чем была увеличена частота выполнения регулярных рейсов в Москву.

С 1 июня частоту регулярных перелетов из Самары в Москву увеличивает и авиакомпания «S7 Airlines». «Атлант-Союз» также планирует в летний период обслуживать полеты из Самары в столицу Азербайджана г. Баку.

Наряду с этим ведутся переговоры с зарубежными авиакомпаниями, заинтересованными в выполнении прямых регулярных международных рейсов из Самары. В частности, с национальным авиаперевозчиком Турции — Turkish Airlines, с авиакомпанией Air Arabia, а также с израильскими авиакомпаниями об открытии регулярных рейсов, связывающих Самару с Израилем. Эксперты аэропорта «Курумоч» ожидают, что в 2009 г. увеличения пассажиропотока по сравнению с тем же периодом прошлого года в российских аэропортах не произойдет, лишь замедлятся темпы снижения.

«Ввиду того, что с ныне существующей кризисной ситуацией в мировой экономике аэропорты и авиакомпании нашей страны сталкиваются впервые, применяемые сегодня мировой практикой принципы и методологии прогнозирования в сложившихся условиях не всегда эффективны, — отметила Елена Давыдова. — Дальнейшая ситуация на рынке авиационных перевозок как в стране, так и в мире напрямую будет зависеть от общей экономической ситуации».